Материалы для велосипедных рам
Рама является основной для каждого двухколесного транспортного средства. От особенностей её конструкции определяются технические и скоростные характеристики велосипеда, степень его надежности и долговечности.
К каждой раме следует выделить ряд требований.
- Любая рама должна справляться с нагрузками во время езды, на неё приходится вес райдера, рывки, ускорения, также никто не отменял прыжки с тротуаров или небольших холмов. Никому не понравится, если рама сломается прямо во время движения, более того, это ставит под угрозу жизнь велосипедиста и других участников дорожного движения.
- Важный показатель – жесткость рамы. Среди райдеров имеется выражение «рама не катит», обозначающее, что велосипед поглощает большую часть физических усилий райдера. Любая рама, даже самая жесткая, деформируется во время передвижения, этого не избежать. Однако передвигаться на мягких рамах значительно труднее.
- Вес также является одной из самых важных характеристик. Велосипед, обладающий меньшим весом, значительно проще разогнать и поддерживать на нем скорость в дальнейшем. Также это отражается на процессе подъема в процессе подъема в горуу, на велосипеде с меньшей массой придется потратить гораздо меньше усилий.
- Важной характеристикой для рамы также является соотношение цена-качество. Каждый райдер желает приобрести высококачественный товар по низкой цене. Никто не хочет тратить 100 – 200 тыс. рублей на приобретение одной рамы.
Однако улучшение одной характеристики негативно отражается на других. По этой причине рамы изготавливаются из различных материалов, чтобы каждый велосипедист смог найти себе подходящий вариант.
Какие материалы применяются
Каждое вещество, использующееся для создания велосипедных рам, обладает своими положительными и отрицательными сторонами. Следует рассмотреть каждую отдельно.
- Бюджетный вариант – стальные и алюминиевые рамы.
- Конструкции из титановых сплавов стоят несколько дороже.
- Также выделяются рамы из карбона и углепластика.
- Существуют экспериментальные образцы, которые изготавливаются из бамбука, магниевых составляющих и так далее.
Чтобы определиться с материалом своей рамы, следует учитывать его особенности.
Рамы из стали
Данный материал используется для создания велосипедных рам более века. Сейчас для производства конструкций на байк используется три разновидности данного материала.
- Обыкновенная сталь является наиболее дешевым вариантом. Применяется для создания рам на бюджетные модели велосипедов. Отличаются большим весом, малой степенью прочности, а также риску коррозии. Аналогичный материал используется для создания водопроводных систем.
- Highten сталь относится к более высокому классу. Характеризуется способностью гасить вибрации во время движения, а также имеется стойкость к коррозионному процессу. При этом отличается низкой денежной стоимостью. Считается одним из приемлемых вариантов для людей с весом до 150 килограмм.
- Cro-Mo сталь получается, если во время варки конструкции добавляется молибден. Данное вещество придает стали дополнительную прочность. Чаще используется легированная разновидность хромомолибденовой конструкции. Отличается меньшим весом, большей степенью надежности, в сравнении с двумя вышеописанными разновидностями. Однако она характеризуется высокой денежной стоимостью.
Многие считают сталь устаревшим материалом, однако, это ошибочное мнение. Современные технологии позволяют конкурировать стали с другими разновидностями рам.
Сильные стороны стальных рам следующие.
- Высокая степень прочности. Такие конструкции устойчивы к различным видам нагрузок, также следует выделить жесткость рамы, она меньше сжимается во время передвижения. Обладает высоким эксплуатационным сроком. Падений на таком велосипеде можно не бояться.
- Рама ломается постепенно, а не за разовую аварию, в сравнении с алюминием.
- Стальную раму легко восстановить в случае поломки.
- Низкая денежная стоимость делает рамы из стали доступными для большинства велосипедистов.
- Сталь отлично гасит вибрации дорожного покрытия; по этой причине вилки чаще всего изготавливаются именно из этого материала.
К недостаткам следует отнести большой вес, а также возможность образования ржавчины, особенно при частой езде во время дождя.
Многие отказываются от приобретения стальных рам из-за не оптимального соотношения веса и объема. Большинство предпочитают доплатить и приобрести велосипед на пару килограмм легче.
Однако вес не является единственной важной характеристикой, следует помнить о прочности и жесткости конструкции.
Любителям не нужна хорошая масса велосипеда, велоезда все равно будет доставлять удовольствие.
Постепенно развиваются новые технологии конструирования рам, например, баттинг, при использовании которых удастся добиться высоких скоростных показателей даже при большом весе.
Первые велосипедные рамы изготавливались именно из стали, данные модели пережили несколько поколений, что является подтверждением их высокой надежности.
Не надо вестись на рекламные баннеры, следует выбирать велосипед на основе характеристик материала. Сталь является доступным и надежным вариантом.
Также стоит сказать о том, что на велосипеды со стальными рамами устанавливается простейшее оборудование, что делает доступными данные байки большинству населения.
Рамы из алюминия
Алюминий характеризуется малым запасом прочности, как самостоятельный материал для создания велосипедных контструкций не используется. Совмещается с медью, марганцем и другими составляющими.
Главное преимущество алюминиевых рам – маленькая масса. Райдеру гораздо проще забраться на гору или разогнать велосипед, увеличивается эффективность педалирования.
Однако поддерживать скорость на таком байке труднее, в сравнении с рамами из стали, так как инерция на конструкциях из алюминиевых сплавов меньше.
К таким рамам следует привыкнуть, меняется характер управления двухколесным транспортным средством, вибрации гасятся не так эффективно.
К недостаткам следует отнести быструю поломку рамы, если на стальной конструкции изначально появляются трещины, то алюминиевая рама может сразу же сломаться. Однако это происходит лишь при экстремальных поездках, прыжках, велосипедисту-любителю опасаться нечего.
Чтобы нивелировать вышеописанные недостатки, велосипедные рамы из алюминиевых сплавов выпускаются с большим диаметром и утолщенными стенками. Тем самым удается снизить вес конструкции и увеличить степень жесткости.
К преимуществам следует отнести маленькую массу, отсутствие коррозионного процесса, хорошие показатели скорости.
К минусам относится низкая степень жесткости и уровень долговечности. После 5 лет эксплуатации увеличивается вероятность возникновения трещин.
Аварии и падения с байка с алюминиевой рамой могут оставить вмятину. Восстановление такой конструкции значительно труднее, в сравнении со стальным аналогом.
Также следует сказать о более высокой стоимости таких рам.
Выделяется несколько разновидностей алюминиевых сплавов, использующихся для создания велосипедных рам. На территории Российской Федерации наиболее распространенный вариант 7005Тб, последние две буквы свидетельствуют о термической обработке.
Воздействие температур на раму позволяет повысить прочность, увеличивается долговечность конструкции. Алюминиевый сплав с маркировкой 6061 является оптимальным вариантом для велосипедистов фрирайдеров, а также для людей, занимающихся даунхиллом.
Если райдеру требуется велосипед с алюминиевой конструкцией для кросс-кантри, рекомендуется приобретать алюминиевый сплав с маркировкой 7005.
Поездка на велосипеде с алюминиевой рамой также приносит удовольствие и подходит для обычных выездов. Чтобы выбрать раму, следует отталкиваться от своих целей во время поездок, финансовых возможностей.
Рамы из титана
Если ориентироваться исключительно на технические характеристики конструкций, то титан является одним из лучших вариантов. Данный материал объединяет сильные стороны стали и алюминия, при этом отрицательных моментов практически нет.
Однако денежная стоимость титановых рам значительно выше. Данный материал не используется в чистом виде. Для создания велосипедных конструкций используется сплав с кремнием и другими веществами.
Главная особенность заключается в тяжести обработки титановых сплавов, применяются современные технологии, требующие дорогостоящего оборудования. Это отражается на итоговой денежной стоимости титановой рамы.
Конструкции из данного материала хорошо проявляют себя на бездорожье, вибрации практически полностью гасятся.
При этом рама обладает хорошими скоростными показателями, лучше ведет себя во время движения, в сравнении с алюминиевыми сплавами. Разгон требует немного больших усилий, однако поддерживать текущую скорость значительно легче.
Преимущества титановой рамы особенно заметны на дистанциях в 100 километров и более. Коррозионный процесс отсутствует, дождь и другие факторы не способны ухудшить надежность и качество конструкции.
Некоторые не наносят краску на титановые рамы, чтобы снизить внимание воров велосипедов. Главная положительная черта материала – высокая степень прочности, составляет от 600 МПа и выше, у алюминиевой конструкции данный показатель составляет не более 100 МПа.
Поцарапать или погнуть титан значительно труднее. Вес же может составлять менее килограмма.
К недостаткам следует отнести высокую денежную стоимость, что объясняется также редкостью данного материала. Титановые рамы не могут конкурировать с карбоновыми. Велосипеды на основе конструкций из титана можно встретить только у велофанатов.
Таким образом, к сильным сторонам титановой рамы следует отнести следующее.
- Высокие показатели прочности вместе с низкой массой.
- Относительная мягкость, что позволяет гасить вибрации от дорожного покрытия.
- Высокий эксплуатационный срок, 15 – 20 лет – это стандартные показатели.
- Устойчивость к коррозии и повреждениям механического характера.
К недостаткам рамы из титана профессиональные райдеры относят следующее.
- Высокая денежная стоимость.
- Плохой разгон.
- Сложность при ремонте, однако, повредить раму из титана практически невозможно.
Если у райдера нет порога верхней цены для конструкции, рекомендуется приобретать раму именно из титана.
Рамы из карбона
Карбон является композиционным углеродным материалом. При изготовлении карбоновых велосипедных рам используются также полимерные смолы. Характеризуются высокой прочностью продольного типа, разорвать данный материал крайне затруднительно.
Однако карбон с легкостью ломается вбок. Слои нитей направляются куда оказывается силовое воздействие.
Главная функция смол в карбоновых велосипедных конструкциях – удерживать расположение углеродистых волокон, чтобы форма изделия оставалась прежней. От этого зависит прочность рамы и конечные свойства изделия.
Смолы застывают либо в стандартных условиях, либо для этого рама проходит термическую обработку в печах. Второй вариант является более предпочтительным с точки зрения прочности. В некоторых карбоновых рамах дополнительно используется каучук с целью армирования.
Карбоновая конструкция представляет собой сплетение углеродистых волокон, которые были пропитаны смолами, после чего запечены в специальной печи. За счет направления нитей обеспечивается прочность конструкции.
Современные технологии позволяют изготавливать даже велосипедные рамы для даунхилла.
Карбон уменьшает вибрации, получаемые от дорожного покрытия, за счет свой структуры. Продуманная направленность нитей обеспечивает высокую степень упругости, которая значительно выше, в сравнении с алюминиевым аналогом.
Этим объясняется сложность изготовления велосипедных карбоновых рам, что отображается на итоговой денежной стоимости изделия.
Свойства конструкции определяются методикой запекания смол. Существует большое количество нюансов, например, температурный режим, выбранное давление, сколько было слоев – данные факторы отражаются на качестве рамы.
По этой причине для райдеров – гонщиков кроме индивидуальных параметров велосипеда также применяют особые технологии изготовления рамы. Денежная стоимость сравнима с ценой за хорошую машину, однако когда предстоит защищать честь государства, деньги не являются решающим фактором.
Большую популярность получил китайский карбон, однако данный материал не обладает всеми сильными сторонами вышеописанного карбона. Изменяется методика наложения слоев, а также пропитка. По этой причине характеристики прочности уступают карбоновым рамам, разработанным для профессиональных райдеров.
Часть организаций перестали производить карбоновые байки. Изготовление конструкций из карбона сопровождается вредными для организма парами смол. Чем меньше используется смолы, тем тверже итоговый материал. Количество слоев также определяет степень прочность конструкции.
Карбоновые рамы также подразумевают наличия вставок из металла. Нарезать резьбу в данном материале невозможно, по этой причине производитель вклеивает специальные бочонки с резьбой. Вышеописанная методика применяется для фиксации кареток.
Важным моментом является, что под широким изменением температурного режима, вклеенные заготовки могут отклеиться и выпасть прямо во время движения.
Таким образом, у карбоновой велосипедной рамы можно выделить следующие сильные стороны.
- Очень низкий вес, масса некоторых рам может быть ниже, чем аналогичных конструкций из титана.
- Материал характеризуется высокой степенью прочности.
- Имеется возможность изготовить раму под индивидуальные показатели роста и веса, что актуально для гонщиков.
- Коррозионные процессы в данном материале отсутствуют.
Однако следует выделить и ряд негативных сторон.
- Если рама была спроектирована неправильно, может получиться слишком жесткий или наоборот, слишком мягкий велосипед.
- Карбоновые конструкции для байка обладают высокой денежной стоимостью, постепенно цена падает, но для большинства велосипедистов рамы из карбона все также недоступны.
- Изделия из карбона уязвимы к точечным ударам, крепость конструкции в местах царапин уменьшается.
- Ремонтные работы характеризуются высоким уровнем сложности. Не так давно появились карбоновые заплатки, однако меняется сечение трубы, что может изменить скоростные характеристики велосипеда.
- Маленький срок эксплуатации, карбоновая рама прослужит райдеру, в среднем, не более 5 лет.
- Возникают дополнительные трудности при фиксации багажника, данный вопрос решаем, но кустарным способом.
Также следует соблюдать аккуратность при использовании карбоновой рамы. Если на конструкции из титана перетянуть подседельный зажим – в худшем случае сломается болт. На карбоновой раме не исключается вероятность трещины.
Легкие велосипеды: какие бывают и как выбрать?
Велосипед уже довольно долгое время является необходимым средством для быстрого передвижения по городу. Он очень удобен, ведь позволяет не зависеть от общественного транспорта, не обращать внимания на городской трафик и не стоять в пробках. Благодаря всему этому вы точно знаете, что сможете доехать до нужной точки тогда, когда вам требуется. Но сам по себе велосипед – довольно громоздкая вещь.
В последнее время начали делать максимально облегченные так называемые легкие велосипеды. Попытаемся разобраться, что это такое, и какими они бывают.
От чего зависит вес?
Каждый, кто хоть раз пользовался велосипедом, знает, что он весит довольно много, что часто сводит на нет массу его преимуществ. И при выборе велосипеда данный параметр крайне важен. Ни цвет, ни известность бренда, ни количество скоростей не будут так важны, как вес. Ведь на тяжелых моделях, что сделаны из стали, не только далеко не уедешь, но и устанешь ехать. Поэтому при приобретении данного транспортного средства на массу следует обращать особое внимание.
Основным элементом является рама. Именно она будет основой всего, ведь несет весовую нагрузку для всей этой конструкции. Следует сказать, что производители данного типа транспорта часто используют разные материалы для создания данного элемента.
- Алюминий – довольно легкий металл, который имеет неплохие показатели прочности. Используется для создания рам велосипедов среднего класса.
- Углепластик или карбон – сверхлегкий материал, который относительно недавно начал применяться для производства велосипедов. Является собой плотно стоящие волокна углерода, что покрыты слоем смолы на основе полимеров. Использование этого материала позволило создавать велосипедные рамы весом 900 и менее граммов.
- Сталь – наиболее тяжелый, но доступный металл. Очень популярен у отечественных производителей бюджетных моделей велосипедов. Наибольшим преимуществом материала является высочайшая прочность.
- Титан – очень недешевый и довольно непростой в обработке металл. Его прочность выше, чем у стали, а вес ниже, из-за чего он используется только в дорогих моделях.
Любой из указанных материалов может применяться для создания велосипедной рамы. Но существуют некоторые стандарты, которые ограничивают массу ряда моделей, чтобы их можно было применять для определенных стилей езды при разных условиях.
Кроме того, вес велосипеда зависит от того, сколько весят колеса. А их масса будет зависеть от размера. Чем он больше, тем их масса будет выше. Хотя этот фактор можно назвать и дополнительным.
Виды легких велосипедов
Если говорить о назначении, то существуют 3 категории велосипедов, что относятся к легким:
Расскажем подробнее о каждой группе. Для шоссейных велосипедов рамы разрабатывают команды конструкторов специально для шоссейных гонок, и по этой причине их рамы крайне легкие. Шоссейник делается из легких материалов – карбона и титана. Результатом этого является масса – не более 6,8 килограмма. В магазинах можно найти модели весом до 8 килограммов, что относятся к этой группе. Часто можно встретить такие модели с алюминиевой рамой.
Горные модели обычно по массе существенно перевешивают остальные категории. Первопричина этого – более прочная рама, а также наличие амортизаторов, которых нет в моделях других категорий. Но тут тоже все делается для того, чтобы облегчить вес велосипеда: используются титановые сплавы, облегченные механизмы и так далее. Можно встретить модели весом около 8 килограммов, но чаще всего такой велосипед будет весить около 11 килограммов.
Если говорить о прочих моделях, то это, как правило, какие-то особые велосипеды. Те же специализированные BMX, фикс-гиры или трековые велосипеды. В них также важна масса, но тут все будет зависеть от производителя и того, на какие показатели он ориентируется. Поэтому каких-то четких ориентиров тут нет.
Обзор моделей
Теперь немного скажем о конкретных моделях велосипедов, которые, действительно, заслуживают внимания.
Если говорить о городских моделях, то начать хочется с модели под названием Forward Enigma 3.0 весом около 13 килограммов. Этот велосипед интересен тем, что является складным. Имеет раму, выполненную из алюминиевого сплава, с небольшими колесами диаметром в 20 дюймов. Амортизация тут отсутствует, но это не мешает модели показывать отличные результаты при езде. На нем комфортно ездить по городу даже долгое время благодаря наличию подпружиненного седла и покрышкам 20×1.95 30TPI. Модель имеет 3 скорости, а также дополнительные ободные тормоза, расположенные сзади.
Еще одна модель, что будет интересна всем, кому нужен хороший городской велосипед – Stels Pilot 410 20 Z011. Он, правда, чуть тяжелее упомянутой модели – около 14 килограммов. Причина в том, что рама тут выполнена из стали. Транспорт имеет хорошие характеристики, но самое важное – доступная цена. За небольшие деньги можно получить, действительно, маневренный и прочный велосипед с 20-дюймовыми колесами.
Третья модель, которая также заслуживает внимание – Shulz Goa Coaster. Это классный городской велосипед, который порадует своего владельца небольшой массой в 12 килограммов. Предназначается он для взрослых, которые должны иметь рост около двух метров. При росте 185 сантиметров ездить на нем будет не очень комфортно. Обод и рама сделаны из алюминиевого сплава, что отличается прочностью и легкостью. Диаметр колес здесь составляет 20 дюймов. Данная модель имеет складную конструкцию, механизм которой работает довольно легко. Пользователи отмечают хорошую разгоняемость велосипеда, а также отличную комплектацию.
Теперь немного скажем о хороших горных велосипедах. Первой моделью, о которой следует сказать, является Stels Navigator 460 MD 24 V021. Он является подростковым и предназначен для детей от 9 до 15 лет. То, что он довольно легкий – не единственная сильная сторона этой модели. Его вес – около 14 килограммов. Ребенку будет просто его переносить, а сама конструкция является надежной и крепкой. Колеса здесь крупные – 24 дюйма. Легкость здесь достигается за счет того, что 11-дюймовая рама и обод выполнены из алюминиевого сплава. Модель имеет качественную амортизационную вилку, что дает возможность комфортно ездить по горным дорогам. Среди достоинств модели следует назвать и приятный дизайн.
Вторая модель, о которой хочется сказать – Stels Miss 6100 D 26 V010. Данный горный велосипед считается одним из самых легких в своем сегменте с массой в 14,6 килограмма. Модель является женской, по причине чего имеет заниженную раму, что выполнена из облегченного сплава алюминия, а также широкое седло. Кстати, размер рамы равен 12 дюймам, а колеса имеют диаметр 26 дюймов. Они дают возможность преодолеть практически любого рода препятствия. Модель оснащена тормозами спортивного класса. Здесь 21 передача скоростей. Кроме того, учитывая, что модель женская, у нее будет соответствующий дизайн.
Еще одна модель, что может заинтересовать любителя таких велосипедов, – Forward Seido массой около 15 килограммов. Это полноценный женский вариант для кросс-кантри. Здесь есть рама с особой заниженной конструкцией, выполненная из сплава алюминия, а также очень широкое седло. Модель оснащена отличной тормозной системой, что работает четко и надежно. Данный велосипед имеет классный дизайн и поражает формой и изяществом. У него привлекательная внешность и яркая цветовая гамма.
Теперь скажем немного о шоссейных моделях. Одной из наиболее популярных является Forward Impulse. Отличается высокой надежностью, что в сочетании с легким весом дает отличный результат. Его масса – 11 килограммов. В модели используются комплектующие от известных производителей: цепь Taya TS-30, ободья Weinmann SP17, резина Kenda Kriterium, манетки, кассета и переключатели Shimano. Имеются довольно большие колеса с диаметром 28 дюймов.
Пользователи отмечают, что здесь установлено качественное и приятное седло. Кроме того, среди достоинств выделяют отличную шоссейную геометрию, а также мягкость хода.
Еще одна модель, заслуживающая внимания – Stark Peloton 700.1. Ее отличает не только небольшой вес – 11,8 килограмма, но и умеренная цена. Данная модель считается одной из наиболее доступных в своем классе. На пустой и ровной дороге Stark Peloton 700.1 может демонстрировать замечательную скорость. Если говорить о тормозном механизме, то он также выполнен на высшем уровне. Даже при небольшом воздействии клещи отлично могут обхватывать колеса и замедлять движение. Всего здесь присутствует целых 14 скоростных режимов.
Здесь также присутствуют красивые и крепкие 28-дюймовые колеса. Владельцы отмечают классную и привлекательную внешность данных моделей, а также их яркость и стиль.
Данная модель является лучшей в своей категории, ведь это идеальное сочетание доступной стоимости и, действительно, высочайшего качества исполнения деталей и механизмов.
Как выбрать?
Следует сказать, что выбрать велосипед – вопрос не из простых. Нужно понимать, что, собираясь в дорогу, у человека должен быть надежный велосипед, который не подведет в нужный момент. Сначала требуется подумать, как будет использоваться велосипед. Ведь он может быть чуть ли не самый технически прокачанный в мире, но если он не подойдет для определенного типа покрытия, то удовольствия от езды вы точно не получите.
Если, к примеру, вы будете кататься по грунтовым трассам и тропам, то лучше купить горную модель, проживаете в городе – купите шоссейный велосипед.
Те же гоночные модели, даже самые крутые, не очень подходящий для ежедневного пользования вариант, да и их практичность невысока. Можно выбрать промежуточный вариант – гибридный. Такой транспорт объединяет в себе черты как горной, так и гоночной модели. Обычно их отличительными характеристиками являются посадка и широкие колеса. Рамы обычно в них легкие. Еще одной чертой гибридов являются качественные ободные тормоза, которые, действительно, работают как часы.
При подборе велосипеда следует задать себе ряд вопросов. А именно, следует понимать, сколько по времени будут длиться поездки, насколько активно будет применяться велосипед, нужен ли он как средство для передвижения либо для развлечения, был ли опыт езды в прошлом. Когда вы сможете обозначить для себя все вышеупомянутые моменты, то получите примерное представление, какие функции в велосипеде необходимы.
Если требуется ездить ежедневно на работу и домой, то лучше всего приобрести быстрый и легкий шоссейный либо дорожный велосипед. Если требуется транспорт, куда можно установить какие-то дополнительные части – багажник или корзину, то лучше будет сделать выбор в пользу круизной или гибридной модели.
А если целью стоит тренировки и езда по каким-то сложным и труднодоступным маршрутам, а также плохим дорогам, то горный велосипед будет наилучшим решением для такого случая.
Обзор карбонового велосипеда Stevens Haze SX смотрите в видео ниже.
Материал для велосипедной рамы
В предыдущих статьях были рассмотрены различные материалы, которые используются для изготовления велосипедных рам. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
В этой статье мы попробуем разобраться в часто возникающем вопросе – «Велосипед с рамой из какого материала лучше купить обычному велосипедисту?».
Почему делается акцент на обычном велосипедисте. Потому, что у профессионалов велоспорта такой вопрос вообще не стоит. Они, вместе с тренерами, прекрасно сами знают какой велосипед для какой гонки нужен.
Опытные велосипедисты-фанаты (фанаты с большой буквы и самом хорошем смысле этого слова) имею большой стаж поездок, перепробовали каждый по несколько типов велосипедов и то же ни в чьих советах особо не нуждаются.
А вот начинающим велосипедистам и любителям, да еще и с ограниченным бюджетом вопрос оптимального вложения денег при покупке байка очень важен.
Именно им мы и попробуем подсказать.
Почему на раму при выборе велосипеда обращается особое внимание? Потому что рама – это его основа, самая главная деталь. От ее геометрии, качества сварки и надежности зависит практически весь байк. Причем остальные части для велосипеда подбираются в зависимости от рамы, и, например, купив раму из карбона приделать к ней багажник уже не получится.
Причем, обращаю внимание на то, что споры о лучшем материале для велорам, на мой взгляд, абсолютно бессмысленны. Дело в том, что каждый материал, как тип рамы и весь велосипед в целом предназначены именно для своих задач. Мчатся по велотреку на дорожном стальном велосипеде, соревнуясь с карбоновым противником не серьезно. В то же время возить мешки с картошкой и гонять по полям в деревне на карбоне – на мой взгляд, настоящее извращение.
Мы не будем останавливаться на плюсах и минусах каждого отдельного материала. Желающие могут более детально почитать о каждом из них в отдельных статьях (сталь, алюминий, титан, карбон), а поговорим об общих принципах подбора.
Обращаю внимание на следующее:
Первое. Когда в этой статье мы будем говорить о стальных рамах – речь идет о качественных углеродистых сталях (High Ten) и хромомолибденовые сплавах (Cro-Moly). Было время, когда алюминий и карбон стали сильно тиснить стальные рамы на рынке. Однако, по прошествии времени, производители опять повернулись лицом к сталям, тем более, что технологии производства и качество самих стальных сплавов улучшились и дало возможность использовать все их преимущества при уменьшении веса. На сегодняшний день цена велосипедов на основе стальных рам зачастую ниже, чем любых остальных.
Второе. При выборе рамы – ее материал только одна часть проблемы. Нужно не забывать еще и о геометрии рамы, ее размере и т.д., но на этих вопросах мы останавливаться не будем.
Третье. В этой статье мы будем говорить в основном об обычных городских и горных моделях для широкого применения. Вопросы о материале рам для специализированных велосипедов, предназначенных для триала, фристайла, фри-райда, ВМХ и т.п. оставим специалистам.
Какие основные требования предъявляются к велораме:
- В первую очередь она должна быть прочной и надежной.
- Амортизировать толчки и поглощать возникающие при поездке вибрации, делая ее более комфортной
- Быть ремонтопригодной и дешевой в эксплуатации.
- Служить как можно дольше.
- Часто упоминаемый многими авторами такой параметр как «вес рамы» на самом деле действительно актуален только для гонщиков, которые бьются за каждый грамм и продавцов веломагазинов, которым нужно продать свой товар. Для городских и горных велосипедов это отнюдь не самый главный показатель. Сэкономленные на алюминиевой или карбоновой раме 1,5-2 кг веса обходятся в дополнительные несколько сотен долларов цены, а никакого влияния на поездку по городу не оказывают.
Факторы, влияющие на выбор велосипеда вообще и материала рамы в частности:
- Кто собирается кататься на велосипеде. Если это ребенок – один вариант. Подросток, взрослый, пожилой человек или велосипедист с большим весом – обратить внимание нужно на другие моменты.
- Где будем кататься – в городе, в сельской местности, на дачу, в лес за здоровьем или это будут длительные велопоходы, по горам и лесам – это то же очень важный момент.
- Хотим кататься круглый год или только летом. Например, сталь, в отличие от карбона, титана и алюминия может ржаветь под воздействием воды и грязи.
- И один из самых важных вопросов для нашего человека: «Сколько денег есть на покупку велосипеда?». Самые дорогие это титановые и карбоновые модели, затем идут алюминиевые, и стальные.
Материал рамы для детского велосипеда
На мой взгляд, если вы берете велосипед для ребенка – то рама должна быть стальная.
Почему? Ребёнок постоянно роняет велосипед на асфальт, падает, пока учится кататься. Часто, катаясь, дети сталкиваются друг с другом, поэтому прочность и надежность в такой ситуации – самый основной показатель. Согласитесь, если, не дай бог, велосипед сломается под ребенком во время поездки или очередного столкновения, проблем будет не мало.
Сталь не боится ударов и падений, и, в отличие от алюминия, не накапливает усталость, т.е. трещину в раме всегда можно успеть заметить до того, как она сломается. Ну, а если все же это произойдет – стальную раму заварит любой сварщик, а алюминиевую уже нужен специалист по аргоновой сварке.
Учтите, что кататься ребенок будет на нем всего несколько лет, а потом нужна будет уже подростковая модель. Хороший детский велосипед можно или продать или передать по наследству младшим детям (своим или детям друзей). Стальной может служить более десятка лет, алюминиевый порядка 10 лет, да и не каждый алюминиевый велик переживет эксплуатацию активным ребенком.
К тому же размеры и вес детских велосипедов не большие, а таскают их все равно родители, так что весовые характеристики тут не принципиальны.
Материал рамы для подросткового велосипеда
Стиль катания подростков то же не отличается умеренностью и спокойствием. Особенно для мальчишек лично я бы рекомендовал брать велосипед с хорошей стальной рамой или очень крепкой алюминиевой.
Не нужно стремиться к легкости, нужно стремиться к прочности, надежности и мягкости езды. Учтите, что алюминий хуже гасит вибрации на дороге, чем сталь и множество ударов по позвоночнику для молодого растущего организма не принесут никакой пользы.
Нормальный пацан всегда дотащит свой байк домой – даже если он кажется ему тяжелым. Ничего, раз, другой его до лифта дотянет и сильнее будет. Тем более что падений, столкновений, прыжков с бордюров и гонок по дворам у них будет много, так что велик должен быть крепким, чтобы все это выдержать.
На мой взгляд, хорошая сталь – отличный выбор. Тем более, что он будет дешевле и крепче алюминиевого, а потом, по наследству, достанется младшему.
А вот для девочки подростка можно уже брать не только стальной, но и алюминиевый. Юной леди нужна красота и изящество выбранной модели, да и вряд ли она будет кататься как пацаны.
Взрослые велосипедисты
Тут все гораздо сложнее.
Если не собираетесь гонять на скорость, то сталь и алюминий хороший выбор.
При наличии денег титан вообще идеальный материал. Титановый велосипед легкий, прочный, отлично амортизирует на дороге, мягко катиться и не ржавеет при любой погоде. Правда, очень дорог.
Карбон – это на любителя. Он так же легкий и прочный, но боится ударов и падений, нормальный срок эксплуатации однозначно меньше металлических. Возить на нем тяжелые грузы не рекомендуется. Проблема здесь в том, чтобы купить настоящий карбон с хорошей геометрией рамы, а не китайскую смесь углеродного и стекло- волокна. Качественный карбон стоит не 200-300 американских денег, а намного дороже.
Если Ваш вес более 100 кг, или на велосипеде предполагается возить тяжелые рюкзаки в походах, когда общий вес груза на велосипеде может доходить до 130 кг, то однозначно лучше брать хороший стальной велосипед. Титан здесь опять же вне конкуренции, но слишком дорог. О том, на что обратить внимание при подборе велосипеда для людей с большим весом, у нас на сайте есть отдельная статья.
Помните, что алюминий более жесткий материал и гораздо хуже, чем сталь и титан амортизирую неровности на дороге.
Да, еще момент, любители длительных велопоходов предпочитают стальные велосипеды, учитывая их более высокую ремонтопригодность. В случае поломки, появления трещины его значительно легче заварить в любом автосервисе, чем алюминий.
Велосипеды для людей старшего поколения
Мне кажется, что для них более подойдут хорошие стальные модели, в связи со своей мягкостью хода, по сравнению с алюминием. Все-таки комфортность поездки для них очень важный фактор, и множество мелких жестких ударов по рукам и позвоночнику им не нужны. Еще я бы рекомендовал выбирать рамы с заниженной геометрией – на них гораздо легче садится и слазить. Например, универсальную модель Дорожник Комфорт Female.
В заключении хочется всем напомнить, что миром правит маркетинг, а Вам нужно просто кататься и при этом денег, как всегда, на всё не хватает.
Просто помните, что главная задача не очень добросовестного продавца – продать, но ездить то на этом байке придется Вам.
Так что пробуйте разные варианты, а покупайте тот, к которому ляжет душа и хватит денег.
Что еще можно почитать о материалах для велосипедных рам:
- Плюсы и минусы стальных велосипедных рам
- Велосипедные рамы из алюминия (алюминиевых сплавов)
- Титановые велосипедные рамы
- Карбоновые велосипедные рамы — особенности и нюансы выбора
- Оригинальные и экспериментальные материалы для велосипедных рам (магний, скандий, дерево, бамбук)
Источник https://velife.ru/zapchasti-i-detali/materialy-dlya-velosipednyx-ram.html
Источник https://vplate.ru/velosiped/legkie/
Источник https://www.sportek.in.ua/blogs/stati/material-velosipednoy-ramy