Рама из легкого металла

Содержание

Рама из легкого металла

Качественная рама для туристических велосипедов, впрочем как и для всех остальных, обычно изготавливается из алюминия, стали или титана. Последние годы производители также активно используют углеродное волокно, в народе именуемое просто «карбон», но о нем мы говорили в другой статье. Материал рамы — это всего лишь один из факторов общей конструкции велосипеда, и самое важное — чтобы рама, которую вы выбрали, была построена без изъянов хорошим и надежным производителем велосипедов.

Какая велосипедная рама самая комфортная?

Думаю, что многие читатели нашего блога слышали, что стальные и титановые туристические велосипеды более удобны, комфортны и лучше гасят вибрации, а вот езда на алюминии намного жестче. Я сам уже длительное время катаюсь на титановом велосипеде, собираю туринги на стальных рамах, обкатываю их, и могу сказать с уверенностью, что комфорт титановых и стальных рам гораздо выше, чем алюминиевых. С другой стороны, мой опыт говорит о том, что влияние рамы на общее гашение вибрации в туристическом велосипеде не столь значительно, особенно если он основательно загружен снаряжением. Дорожные вибрации по большей части поглощаются покрышками, подседельным штырем, седлом, карбоновым или титановым рулем, обмоткой руля или комфортными грипсами (ручками).

Задумайтесь об этом. Какая бы рама ни была использована вами для туристического катания, покрышки велосипеда постоянно сталкиваются с неровностями на дороге, деформируясь и рассеивая колоссальное количество ударов. Обода, спицы и втулки находятся рядом с источником удара, но их влияние на гашение вибрации не очень велико, хоть и имеет место быть. Далее втулка передает оставшийся удар через трубы рамы вверх к подседельному штырю, где происходит еще одно серьезное гашение вибрации, и, наконец, к вашему седлу, которое поглотит еще какую-то ее часть.

_dsc02138

Что бы ни говорили вам производители, в реальности же порой всего несколько миллиметров гашения вибраций разделяют алюминиевые, стальные или титановые рамы. На практике это достаточно малозаметно, если учесть все элементы конструкции, которые амортизируют удар. Какой бы материал рамы мы не взяли, вам гораздо комфортнее и приятнее будет ехать с бескамерными покрышками, не надутыми вусмерть, хорошо гасящими вибрации карбоновым подседельным штырем, седлом и грипсами.

Жесткость велосипедной рамы

Помимо комфортности и удобства, рама должная быть катящей и сохранять жесткость, то есть при педалировании ее узлы не должны гулять и излишне прогибаться под нагрузкой. Жесткость рамы — это первое, на что нужно обратить внимание при выборе туристического велосипеда. Это одна из самых важных характеристик на велосипеде, который нагружен багажниками. Какой материал рамы можно использовать для создания жесткого велосипеда? Оказывается, что любой. Производители велосипедных рам в основном идут на компромиссы, выбирая различные диаметры труб, их форму и толщину стенок, что позволяет сделать раму жестче, прочнее и легче.

_dsc02155

Цель любого высококлассного производителя рам при сварке труб — поместить титан, сталь или алюминий только туда, где он действительно нужен.

Процесс, называемый баттингом (англ. butting ) предназначен для укрепления стыков на концах труб рамы. Данный метод делает рамы более прочными и жесткими. Хорошие производители будут использовать различные толщины труб, диаметры и конусности стыков, оптимизируя характеристики рам для туризма, делая их жесткими и прочными. Иными словами, баттинг — это переменная толщина трубы рамы по всей ее длине. А если толщина трубы рамы одинакова, то никого баттирования нет. Наиболее легкие рамы применяют технологии тройного баттинга, а наиболее распространенные рамы — с двойным баттингом.

Рамы из алюминия и титана (а точнее, из сплавов на их основе) вполне сопоставимы по массе, при этом они гораздо легче стальных. Например, если среднестатистическая стальная рама весит от 2,3 до 3 кг, то хорошая алюминиевая и титановая рамы будут весить от 1,5 до 2 кг.

_dsc02340

Ремонтопригодность велосипедных рам

В целом все рамы поддаются ремонту. Бытует мнение, что сталь легче всего ремонтировать. Но это мнение не всегда верно. Зачастую стальные трубы очень тонкие по сравнению с большинством промышленных изделий, так что если сварщик не профессионал, то есть вероятность, что ваша рама в конечном итоге будет испорчена в процессе ремонта.

Алюминиевые и титановые рамы также ремонтируются, однако они требуют более сложного оборудования и специальных знаний. Титан стоит варить только в специализированных мастерских. Алюминий варится в целом неплохо, но сварщик должен иметь соответствующий опыт и оборудование. При ремонте велосипедной рамы недостаточно сварить верхнюю часть трещины. В зависимости от места повреждения для прочного сварного шва требуется усиление в виде латки или втулки. Прочность рамы зависит главным образом от инженерной мысли и качества сварки рамы, а не от материала, из которого она сделана. Очень маловероятно, чтобы высококачественная рама сломалась во время велосипедного похода, если только она не имеет серьезного повреждения после падения или аварии.

Влияние материала велосипедной рамы на скорость

Рассматривая характеристику «резвости» или «наката» велосипедных рам, мы опять приходим к обсуждению их жесткости. Кроме того, здесь очень много зависит от самой геометрии велосипеда. Алюминиевые рамы, пожалуй, лучше всего в разгоне, и они отлично едут в подъем, но обладают меньшей инерцией, чем стальные. Стальную раму тяжелее разогнать, но зато если уж разогнал, то накат у нее будет, как у электрички. Минусы стальной рамы видны невооруженным глазом во время езды в гору, на алюминии подъемы даются гораздо легче. Титан находится где-то посередине, но все-же по своим характеристикам он ближе к стали. В целом, говоря о накате, стоит отметить, что он зависит от различных факторов, и самый существенный из них – это колеса. Жесткие колеса, собранные на качественных втулках и ободах, влияют на накат велосипеда порой куда больше, чем сама рама. В неспешные и длительные велопоходы я езжу на титановом велосипеде. А на коротких выездах на 3-5 дней предпочитаю свой алюминиевый Сannondale, который гораздо быстрее титана.

Какая рама самая комфортная в езде?

Исходя из своего опыта, скажу, что наиболее комфортными в езде оказались рамы из стали. Такие рамы очень хорошо поглощают дорожные вибрации. Недалеко от стали ушел титан. Тоже очень комфортный материал. Алюминий — материал жесткий, и порой настолько, что от дискомфорта после поездки не спасет ни хорошая воздушная вилка, ни максимально комфортное седло. После длительных дневных пробегов на алюминии у меня больше болит спина, ноют суставы пальцев рук и локти. От титана и стали ощущения совсем другие. Но стоит отметить, что мой алюминиевый хардтейл сам по себе скорее заточен под гонки и спортивные марафоны, нежели под туризм.

Усталостные трещины велосипедных рам

Качественные стальные и титановые рамы имеют весьма солидный предел усталости металла и могут служить вам целую вечность. Алюминий же как металл более подвержен усталостному разрушению. Часто на форумах можно встретить мнение, что алюминиевая рама может прослужить своему хозяину при активном использовании не более 5-10 лет. Конечно, подобные мнения о свойствах алюминия не могут не беспокоить владельцев таких рам. Но беспокоиться не стоит. За свою карьеру веломеханика мне приходилось видеть разные поломки рам. Стальные и титановые рамы иногда сгибаются или вдавливаются, но не трескаются, предоставляя вам больше времени между тем, когда вы впервые заметите проблему, и тем, когда в конечном итоге происходит окончательная поломка. А вот алюминиевые рамы, как правило, быстро развивают трещины, сигнализируя об этом лишь характерными щелчками. Но ни разу (подчеркну — ни разу!) я не видел, чтобы рама сломалась по причине усталости металла. Обычно рамы ломаются после падений, аварий и под прочим воздействием внешних факторов.

Резьбовые соединения в велосипедной раме

Алюминиевая резьба мягче, чем стальная. Иногда это может привести к срыву резьбы при излишнем усердии с вашей стороны. Потому очень часто на алюминиевых рамах в местах, предназначенных для крепления флягодержателей, кейджей и т.д. используют стальные заклепки — «бонки», которые со временем могут начать прокручиваются. Часто возможность крепления багажника на алюминиевых рамах отсутствует вообще. Если все же крепление имеется, то это обычная резьба М5 в дропаутах толщиной всего 5-7 мм, что, как мне кажется, весьма ненадежно. В стальных и титановых рамах с резьбами под багажник и прочие аксессуары дела обстоят куда лучше.

_dsc01094

Коррозия велосипедных рам

Сталь уязвима к ржавчине, но очень редко бывает так, что велосипедная рама действительно выйдет из строя по этой причине. Просто посмотрите, сколько стальных конструкций возрастом от 30 до 50 лет все еще можно встретить в городе несмотря на то, что они круглогодично живут на улице! Причина, по которой ржавчина не является большой проблемой, заключается в том, что стальные трубы относительно толстые и покрыты краской.

Читать статью  Способы резки металла. Чем и как отрезать металл самостоятельно?

Наносите периодически антикоррозийные спреи внутрь своей рамы, особенно если вы путешествуете в очень влажном климате или вблизи океана. Тем более, если вы катаетесь зимой. Также неплохо время от времени подкрашивать раму в местах, где есть царапины и потертости. Но самым лучшим антикоррозийным средством для вашей рамы будет пушечное сало. Обработки такой смазкой хватит на очень долгое время. Алюминий и титан практически не подвержены коррозии, не зря же титан часто называют «нетленным» материалом.

_dsc01291

Какую раму выбрать для туризма?

Титан нынче неоправданно дорог, алюминий жестковат. С другой стороны, можно спокойно ездить и на алюминиевом велосипеде, не испытывая при этом особых проблем, если использовать широкие бескамерные покрышки, карбоновый руль и подседельный штырь. Ваш покорный слуга путешествует на велосипеде из титана, но исходя из нынешних реалий (ноябрь 2020 года), я бы непременно выбрал стальную раму от одного из известных производителей типа Salsa, Surly, Ritchey, Soma и других.

_dsc01670

_dsc01064

Искренне Ваши Владимир Кулигин и Тимофей Фаустов.

Выбираем раму. Алюминий, карбон, сталь или титан?

Пожалуй, самый кардинальный апгрейд велосипеда — это замена рамы. Именно рама задаёт характер байка, сильнее всего влияет на его ходовые качества, на внешний вид и, как следствие, на получаемое удовольствие от катания. На интернет-форумах сломано множество копий насчёт выбора того или иного материала рамы и данную тему можно смело отнести к разряду холиваров, но всё же я позволю себе порассуждать и изложу своё мнение.

Алюминиевые рамы

Trek 8500

На протяжении многих лет алюминиевые рамы пользуются большой популярностью среди велосипедистов по всему миру. Хоть рамы и называются «алюминиевые», но изготавливают их не из чистого алюминия, а из сплава, ввиду того, что сам по себе алюминий довольно мягок. Таким образом примерно на 95% сплав состоит из алюминия, но также включает: магний, цинк, марганец, титан, хром, железо и др. В результате этого получаются такие популярные сплавы как 7005 и 6061, чаще всего используемые при изготовлении велосипедных рам. С целью увеличения прочности применяются трубы большого диаметра и с большей толщиной стенок. Многие алюминиевые рамы, с целью облегчения, обладают т.н. баттингом, что представляет собой переменную толщину стенок труб в разных местах, в зависимости от нагрузки. В результате рама получается достаточно лёгкой, жёсткой и прочной. Вес алюминиевой рамы среднего уровня в размере 19” составляет около 2-2.5 кг, что позволяет собрать довольно лёгкий байк при весьма скромном бюджете. Что касается жёсткости, то это и хорошо, и плохо. Для участия в гонках, где важен рывок, динамичная езда стоя на педалях и чёткость управления, жёсткость будет плюсом. Но если говорить о продолжительных поездках на длинные дистанции, то езда на алюминиевой раме может вызвать некоторые неприятные ощущения в пояснице, спине и руках, особенно если у вас есть какие-либо проблемы с позвоночником. Причиной тому названная выше жёсткость, а также свойства материала — низкое внутреннее трение, в результате чего, вибрация от колёс очень хорошо передаётся велосипедисту через раму. Одним из главных недостатков алюминиевых рам является их склонность к накоплению усталости и, как результат, неожиданным поломкам в самый неподходящий момент. Именно поэтому стоит с особой настороженностью относиться к б/у рамам из алюминиевого сплава возрастом более 10 лет, с приличным пробегом или подвергавшимся большим нагрузкам (например, в экстремальных дисциплинах). Также это актуально для жёстких алюминиевых вилок. Мало того, что езда на такой вилке крайне некомфортна, так ещё и сломаться может внезапно. Так или иначе, но алюминиевые рамы продолжают пользоваться большой популярностью и на их базе собирают многие серийные модели велосипедов в нижнем и среднем ценовых сегментах. Пожалуй, цена здесь является основополагающим фактором. Ведь приобрести достаточно качественную раму из алюминиевого сплава можно даже за 5000-8000 руб. В профессиональном велоспорте алюминиевые рамы уже давно не используются и их полностью вытеснил карбон, который по своим свойствам гораздо лучше подходит для дисциплин, где счёт времени идёт на секунды, а веса на граммы.

Карбоновые рамы

Specialized_Epic_Comp_Carbon_29

В профессиональном спорте карбон закрепился прочно и надолго, вряд ли в ближайшие годы что-то сможет его вытеснить. Технологии продолжают оттачивать, выпускают новые модели рам, обладающие большей жёсткостью, прочностью, лучшей аэродинамикой и меньшим весом. Вместе с этим карбоновые рамы и компоненты перестали быть привилегией исключительно профессионалов и, чем дальше, тем больше, проникают в ряды велосипедистов-любителей. Вместе с этим появилась масса статей и тем на форумах с весьма неоднозначными мнениями насчёт карбоновых рам. Могут вызвать недоумение статьи, где автор рассказывает о том, какой карбон классный, надёжный и прочный, но потом сам себе противоречит и говорит о том, что он всё же немного хрупкий. Так всё же, надёжный или хрупкий? Давайте разберёмся. На самом деле так и есть, карбон одновременно и прочен, и хрупок, как бы это странно не звучало. На растяжение карбон гораздо прочнее алюминиевого сплава, но что касается излома или сильных точечных ударов, то здесь всё уже не так хорошо. Можно подвергать карбоновую раму высоким нагрузкам при езде по пересечённой местности, прыжках, даже перевозить тяжёлое туристское снаряжение в походе и не переживать, что карбон не выдержит и вдруг сложится. Но иногда может случиться так, что велосипед неудачно упадёт на острый камень, угол стены или получит удар при транспортировке в электричке, поезде или самолёте. Таких случае довольно много. Какова вероятность того, что такое произойдёт конкретно в вашем сценарии использования — вопрос другой. Правда не стоит думать, что карбон действительно настолько хрупкий и способен разрушиться от любого маломальского удара. В большинстве случаев всё должно обойтись поверхностным сколом лака, слой которого также обеспечивает дополнительную защиту карбона. При нормальном использовании карбоновая рама может прослужить очень долго, ведь карбон практически не накапливает усталость. Последнее время большую популярность получили бюджетные (относительно) китайские карбоновые рамы. В первую очередь это обусловлено ценой — около 13000-15000 руб., что более чем в два раза ниже стоимости моделей известных брендов. Стоит ли покупать такую раму? Если очень хочется попробовать карбон, но нет возможности приобрести раму известного производителя, то это единственный вариант. Но нужно учитывать, что карбон карбону — рознь. Бюджетная карбоновая рама неизвестного происхождения может быть не такой лёгкой и надёжной, не обладать продуманной геометрией, в общем, существенно проигрывать брендовым образцам. Но, так или иначе, позволит вам получить представление о том, что такое карбоновая рама и как она себя ведёт.

Нужен ли карбон мне?

  • Вы готовы потратить только на одну раму 30000+ рублей?
  • Вы готовы потратить ещё около 60000 на остальные компоненты, которые будут соответствовать уровню рамы?
  • Вы будете участвовать в гонках и бороться за призовые места?
  • Вам точно не будет жалко рубиться на гонках на подобном велосипеде? 🙂
  • Вы не планируете ездить в походы и не будете транспортировать байк в электричках или поездах вповалку с другими велосипедами?
  • У вас есть ещё один велосипед попроще на каждый день?
  • Вам важен «вау-эффект», производимый на окружающих?

В случае уверенных положительных ответов на эти вопросы, можно предположить, что да, скорее всего вам действительно нужен велосипед на карбоновой раме. Если же вам, в первую очередь, важны надёжность и долговечность, вы не собираетесь завоёвывать призовые места на соревнованиях, а кошелёк не тянет карман, то не стоит гнаться за трендами. В этом случае обратите внимание на более доступные и испытанные временем материалы, например, сталь.

Стальные рамы

Хотите прикоснуться к настоящей классике? Купите качественную стальную раму. Многие десятилетие большинство велосипедов собирались именно на стальных рамах, начиная от детских Школьников, заканчивая Colnago профессионального уровня. В начале 90-х годов, в профессиональном велоспорте, стальные рамы очень быстро были вытеснены алюминиевыми, а затем и карбоновыми. Что касается более бюджетных велосипедов, то здесь сталь до сих пор в ходу, причём очень даже разная.

Jamis Exile XC

Самые простые и бюджетные — рамы из низкоуглеродистой стали, чуть более дорогие — из легированной (high tensile, hiten steel). Первые используются на велосипедах самой низкой ценовой категории и иногда их называют рамами из кроватных или водопроводных труб. Действительно, характеристики их вряд ли можно назвать выдающимися, особенно первых. Такие рамы обладают большим весом (4-5 кг) и довольно сильно подвержены коррозии. Тем не менее стоят они недорого, крепки и ремонтопригодны и хорошо гасят вибрации.

Самые лучшие и интересные стальные рамы изготавливают из хромомолибденовой стали (CrMo). Некогда легендарные ХВЗ, Colnago, Bianchi, Pinarello и многие другие известные производители шоссейных и горных рам имели в своём арсенале множество моделей хромомолибденовых рам разного уровня, от средних любительских, до топовых профессиональных, на которых множество раз одерживали победы на культовых мировых велогонках, таких как: Tour de France, Giro d’Italia, Paris-Roubaix и многих других. Конечно, на сегодняшний день, в профессиональном велоспорте, сталь (даже такая качественная) уже много лет не используется, но многие производители продолжают изготавливать хромомолибденовые рамы, как шоссейные, так и горные, которые пользуются большой популярностью у ценителей классики и велотуристов, которым важна максимальная надёжность, ремонтопригодность и комфорт при передвижении по дорогам с самым разным покрытием.

Читать статью  Титан (элемент)

Хромомолибденовые рамы очень стойки к накоплению усталости. Даже, если случилось так, что хромомолибденовая рама сломалась, то, как правило, это происходит не резко, а постепенно. Были случаи, когда у хромомолибденовых рам в тяжёлых походах появлялась трещина, но они выдерживали, не ломались, и позволяли закончить маршрут. Почти 10 лет назад ко мне попала хромомолибденовые рама Jamis Exile XC. Фотографии этого велосипеда вы можете наблюдать на страницах этого сайта. Так вот рама попала ко мне уже сильно побитой жизнью. Она долго лежала в неотапливаемом гараже, в результате чего начала ржаветь. Резьбу карточного узла мне пришлось тщательно очистить, обработать преобразователем, а после пролить всю раму мовилем. Кроме того на верхней трубе рамы есть вмятина, а также присутствует небольшое искривление задних перьев, таким образом заднее колесо оказалось немного в стороне. Тем не менее это мой основной велосипед на все случаи жизни, который я использую круглый год на протяжении 9 лет.

Велосипед на хромомолибденовой раме очень комфортен. Благодаря свойствам материала — высокому внутреннему трению и хорошей пластичности, байк на хромолевой раме буквально играет под велосипедистом, что очень хорошо чувствуется при езде по мелким неровностям, например, “стиральной доске” или каменистому грейдеру. Конечно, в случае использования велосипеда для гонок, мягкость можно отнести к недостаткам, нежели к плюсам. Но если в приоритете для вас комфорт при передвижении по разным дорогам и при их полном отсутствии, то хромоль — очень хороший вариант.

Бытует мнение, что стальные рамы очень тяжёлые. Но это совершенно не относится к качественным хромомолибденовым рамам. Если, конечно, не сравнивать их с карбоном. А вот с алюминиевыми вполне можно сравнить и преимущество будет не всегда за последними. Конечно, лёгкие хромомолибденовые рамы довольно дороги и могут стоить 20000-30000 руб. и более. Но есть варианты и подешевле, к тому же, в случае хромомолибденовых рам, не стоит сильно бояться Б/У, как с алюминиевыми. Мне мой Jamis достался почти бесплатно, можно сказать, что я его спас 🙂

Титановые рамы

Вот мы и добрались до моего любимого титана. Именно велосипед на титановой раме олицетворяет для меня максимальную универсальность, надёжность и является моим выбором. Напомню, что уже более 12 лет я владею велосипедом на базе рамы Titerra Ti-M19, некоторое время назад я писал о нём в статье и рассказывал в видео.

Titerra Ti-M19

Титановые рамы обладают весом, сравнимым с лучшими алюминиевыми образцами, прочностью и комфортом, присущим хромомолибденовым рамам, но при этом практически не боятся коррозии и обладают фантастической долговечностью. Замечу, что пункт про долговечность имеет силу, если при изготовлении были соблюдены все технологии. В противном же случае рама может быстро сломаться и починить её уже будет не так просто, поскольку требования к условиям обработки титана весьма высоки, что напрямую отражается на ремонтопригодности изделия, особенно при отсутствии необходимых условий. Но если технология была соблюдена, то титановая рама будет служить вам десятилетиями, ещё и на внуков с правнуками хватит.

При изготовлении титановых рам применяется сплав, содержащий и другие элементы, а не только титан в чистом виде. Такие сплавы называются Titanium alloys. Так, например, самыми популярными сплавами, используемыми в производстве велосипедных рам являются 3AL-2.5V (3% Алюминий и 2.5% Ванадий) и 6AL-4V (6% Алюминий и 4% Ванадий). Зачастую данные сплавы комбинируются и используются в разных частях одного изделия. Также применяются и другие сплавы, например, известная фирма Rapid использует в своих рамах аэрокосмический сплав ОТ-4 и ПТ-7М.

Что касается предназначения титановых рам, то круг их применения весьма широк: круглогодичная и ежедневная эксплуатация в городе, сложные многодневные походы, бреветы, покатушки по любым типам дорог, сопряжённые с длительными пешими переходами, где велосипед приходится тащить буквально на себе. Разве что сюда я не стану относить гонки, где важна высокая жёсткость рамы, позволяющая обеспечить максимальный рывок и острое управление. Поскольку титан мягок, то он имеет некоторые потери при педалировании, особенно при силовом. Также, в случае эксплуатации велосипеда с титановой рамой людьми весом 100 кг и более, может быть заметна излишняя мягкость, вплоть до ощущения, что рама под вами просто болтается. Конечно, это во многом зависит от конкретной модели рамы.

Визуально велосипед на титановой раме выглядит совершенно неброско. Титан довольно редко красят и если нужно добиться эффектного внешнего вида, то его полируют до приобретения блеска. Большинство же рам продаются не полированными и для обывателей представляют собой просто серую железяку. Это, несомненно, можно отнести к плюсам. Несмотря на свою немалую стоимость, титановые велосипеды привлекают к себе гораздо меньше внимания, нежели разукрашенные алюминиевые или модные карбоновые, которые иногда так и кричат: «Эй, возьми меня, я такой классный!». Даже знаю случай, когда во время покатушки группа остановилась у сельского магазина, прислонили велосипеды и ушли. Титановый велосипед был прислонен последним. Когда люди вышли из магазина, то обнаружили, что титан (который был самым первым) валяется в стороне, а вот нового алюминиевого байка след простыл. Конечно, не стоит рассчитывать, что это работает всегда и спокойно оставлять велосипед где попало, но плюсом это, несомненно, является.

Самым большим недостатком титановых рам является их высокая цена, которая может быть эквивалентна брендовым карбоновым изделиям и даже превышать их стоимость. Так, например, б/у титановая рама, которой уже стукнуло 15 лет, может легко продаваться за 20000 руб., при этом нельзя сказать, что это сильно завышенный ценник. Цены на новые отечественные титановые рамы начинаются от 45000 руб. Поэтому, если вы решили собрать велосипед на титановой раме, то перед этим нужно взвесить все «за», «против» и понять, для чего всё это надо и стоит ли игра свеч. Во многих случаях хромомолибденовая рама может стать отличной альтернативой титану за существенно меньшие деньги.

Что касается моды и трендов, то титан держится особняком от рам из других материалов. В кругах продвинутых велосипедистов это выглядит примерно так: алюминий — массовые велосипеды, мало примечательные и обыденные; карбон — удел гонцов и продвинутых велосипедистов; хромомолибден — для ценителей классики и велосипедов старой школы. С титаном ситуация особая. Для него не действуют выражения вроде «классика» или «в тренде», он находится в другой параллели, вне времени и, если вы постигли дзен титановых байков, то уже вряд ли сможете пересмотреть свои взгляды.

Заключение

Конечно, помимо алюминиевых, карбоновых, стальных и титановых, есть велосипедные рамы и из других, гораздо более экзотичных сплавов и материалов, например, магниевые или скандиевые рамы. Но на сегодняшний день в продаже их найти весьма сложно, даже под заказ, да и насколько мне известно, интерес к ним уже сильно поубавился, в сравнении с тем, каким он был лет 10-15 назад.

Что касается выбора материала рамы для своего велосипеда, то здесь нужно подумать и определиться, как именно он будет эксплуатироваться. Каждый материал по-своему хорош, но и имеет свои слабые стороны. Если речь идёт о сборке бюджетного велосипеда, то скорее всего выбор будет ограничен алюминиевыми и стальными рамами. В случае вашей склонности к спорту и гонкам, на первых порах, гоняться стоит на алюминии, но при ощутимом росте переходите на карбон, что позволит вам улучшить результат. Но не стоит думать, что сев на карбон, вы сразу приедете в первой 5ке. Всё же, в первую очередь, едет велосипедист, а велосипед ему в этом помогает. Если вы тяготеете к велотуризму, любите длительные поездки по любым дорогам (а может и вовсе без них), при этом есть желание прикоснуть к чему-то вечному, надёжному и есть возможность серьёзно потратиться, то велосипед на титановой раме подойдёт вам как нельзя лучше. Не готовы потратить несколько десятков тысяч на одну раму, но хочется надёжности и долговечности, а «дутые» алюминиевые рамы не нравятся визуально? В этом случае обратите внимание на хромомолибденовые модели, которые, несомненно, смогут удовлетворить ваши потребности и изысканный вкус.

Титерра в полях

Несомненно, выбор рамы — вопрос очень важный, ведь на хорошем оборудовании и кататься приятно. Но я не советую вам ударяться в велофетишизм, гнаться за граммами и тратить время впустую, споря на велофорумах на тему, что круче, что катит, а что не катит. Главное, чтобы велосипед вам нравился, а у вас было желание, время и силы почаще кататься, получая пользу и удовольствие.

Если вам есть что добавить или вы хотите задать вопрос по той или иной раме, то милости прошу в комментарии.

Опубликовано 01.02.2018 01.02.2018 Автор Rider Рубрики Техника

Выбираем раму. Алюминий, карбон, сталь или титан? : 3 комментария

  1. Дмитрий02.07.2019 в 14:10 У самого титерровская рама, и руль с багажником
    https://ontheroad.dmitriev.su/Ti
Читать статью  Активные металлы

Рама велосипеда: 4 основных вида — стальная, алюминиевая, титановая, карбоновая

главная

Конструкция и геометрия рамы велосипеда: влияние отдельных элементов на «поведение» байка

Рама велосипеда — одна из важнейших частей велосипеда. Выбор той или иной модели велосипеда, а так же его цена всегда будут зависеть от характеристик рамы: её геометрии, размеров и применяемого для изготовления материала. Для того, чтобы понимать, как подобрать раму велосипеда при покупке, необходимо ознакомиться с её основными параметрами.

Конструкция большинства современных рам представлена ромбом, состоящим из «переднего» и «заднего» треугольников.

геометрия и конструкция велосипедной рамы

Передний треугольник рамы образован:
— верхней трубой
— нижней трубой
— подседельной трубой

Задний треугольник рамы образован:
— верхними перьями (две парные трубки)
— нижними перьями (так же парные трубки)
— подседельной трубой

В зависимости от длины труб рамы, а так же угла между отдельными элементами, будут изменяться определённые характеристики велосипеда.

Устойчивость байка при прямолинейном движении

конструкция велосипеда

Данная характеристика будет увеличиваться при следующих условиях:
— с увеличением длины верхней трубы . В то же время будет понижаться способность к манёврам
— с увеличением колёсной базы. В то же время так же падает манёвренность
— на устойчивость байка влияет высота каретки над поверхностью земли .

Чем это расстояние меньше, тем устойчивее велосипед и наоборот. В то же время высокий просвет увеличивает проходимость велосипеда в условиях бездорожья.

Устойчивый при прямолинейном движении шоссейный велосипед

Манёвренность или управляемость велосипеда

Данная характеристика байка имеет большое значение в том случае, если у вас быстрый («рваный») стиль езды. Так же данный параметр очень важен в условиях бездорожья при движении на больших скоростях.

На увеличение манёвренности велосипеда влияют следующие параметры:

— более короткая верхняя труба обеспечит большую манёвренность. Но в то же время уменьшит стабильность
— меньшее расстояние колёсной базы увеличивает управляемость, но с потерей стабильности
— более короткие нижние перья
— уменьшение выноса руля
— чем более рулевой угол приближен к прямому (90 градусов) , тем выше чувствительность велосипеда на поворотах
— меньший угол ухода вилки повышает манёвренность велосипеда

Манёвренный велосипед BMX

Лучшим примером самого манёвренного велосипеда будет любой велосипед BMX, хоть он и не предназначен для повседневной езды на более менее длинные расстояния. Вся его конструкция предполагает максимальную степень управляемости для совершения молниеносных манёвров.

Сцепление колёс с дорожным покрытием

Этот параметр имеет важное значение при движении на больших скоростях; по мокрой поверхности или грязи; либо в гололёд. В остальных случаях небольшой скорости велосипедиста в совокупности с его массой всегда хватает для полноценного движения без «пробуксовок» и заносов.

Спокойная манера езды на велосипеде

Чтобы понять, что влияет на сцепление протектора с дорогой, нужно знать, что распределение веса водителя происходит следующим образом: около 65% на заднее колесо и около 35% на переднее.

— более короткие нижние перья обеспечат большее давление массы велосипедиста на заднее колесо и соответственно увеличат сцепление
— большее отклонение подседельной трубы назад (меньший подседельный угол) обеспечит большее давление массы велосипедиста на заднее колесо и соответственно увеличит сцепление с дорожным покрытием
— меньшее расстояние колёсной базы увеличит сцепление с дорогой

Делая общий вывод из всех перечисленных выше характеристик:

Более управляемым (чувствительным к поворотам) будет байк с меньшими размерами (длиной) отдельных труб и с углами более приближенными к 90 градусам. Такой тип рамы подойдёт для быстрой езды по пересечённой местности с резкими перепадами высот и большим количеством препятствий (в том числе корни деревьев, мелкие камни и пр). Так же такой тип рамы подойдёт людям с агрессивным «рваным» типом езды: резкие ускорения и резкие остановки.
Более стабильным, для спокойного «плавного» движения по городу, либо загородным и просёлочным дорогам, будет длинный и низкий велосипед. При этом размеры отдельных элементов рамы не будут иметь большого значения. Главное, чтобы они соответствовали физиологическим показаниям водителя (вес, рост)

Рама велосипеда: применяемые материалы

На данный момент существуют четыре общих вида материалов, применяемых для изготовления велосипедных рам и несколько экспериментальных.

Рама велосипеда большинства современных байков представленных на рынке стальная или алюминиевая.

4 вида велосипедных рам

Титановые и карбоновые рамы имеют гораздо более высокую стоимость, доходящую до нескольких сотен тысяч рублей, и предназначаются преимущественно для профессионального велоспорта.

При выборе материала велосипедной рамы не стоит сильно гнаться за так называемым «снижением веса». Этот параметр по-настоящему важен только для вело спортсменов. Для рядового пользователя снижение веса велосипеда может обойтись дополнительными затратами в несколько тысяч или десятков тысяч рублей.

Стальная рама велосипеда

Сталь — один из самых распространённых материалов для изготовления велорам. Существуют несколько разновидностей, отличающихся по цене и качеству.

Стальная рама велосипеда

— Обычная сталь (в характеристике интеренет-магазинов «Steel»). Самая дешёвая, тяжёлая и быстро ржавеющая. При цене велосипеда до 10 000 рублей.

— Углеродистая высокотянутая сталь (в характеристике интернет-магазинов «Hi Tensile Stee») устойчива к ржавчине и достаточна упруга. Рама достаточной толщины способна выдерживать вес велосипедиста и груза до 150 кг. При этом цена достаточно бюджетна и начинается примерно от 12 000 рублей.

— Хромомолибденовая сталь (в характеристике интернет-магазинов «Cro-Moly» или «Cromomolibden») имеет более высокие характеристики, чем углеродистая сталь. При этом рамы легче, прочнее и меньше подвержены коррозии. Соответственно цена у таких каркасов на порядок выше.

— высокая прочность и надёжность к механическим ударам, в результате падений и ударов

— поломка рамы редко происходит сразу. Изначально в месте излома появляется трещина. Это качество позволит вовремя заметить и предотвратить поломку

— стальная рама легко ремонтируема любым опытным сварщиком

— цена стальной рамы достаточна бюджетна для обычного человека. Колеблется около 20 000 рублей и более

— вес рам изготовленных из стали гораздо больше аналогов. Хотя для рядовых пользователей (не спортсменов) этот показатель не играет особо важной роли.

Несмотря на свой большой в сравнении с другими видами материалов вес, стальная рама должна рассматриваться потребителями в первую очередь, ввиду своей исключительной прочности и долговечности.

Алюминиевая рама велосипеда

Подобрать раму велосипеда из сплава алюминия с различными металлами будет наиболее распространённым вариантом.

алюминиевая велосипедная рама

В качестве дополнительных металлов применяются: цинк, медь, магний и т.д. Это осуществляется ввиду изначальной мягкости алюминия.

— небольшой вес по сравнению с аналогами. На таком велосипеде легче набрать скорость и въехать «в гору»

— велосипед легче разгоняется и проще едет в гору ввиду меньшего веса рамы

— «жёсткость» алюминия по сравнению со сталью гораздо хуже «гасит» неровности дороги. Вследствие этого комфортность езды на велосипеде с алюминиевой рамой ниже, чем со стальной.

— поломка рамы из алюминия происходит сразу, без появления «предупреждающих» трещин. Это может стать причиной аварийной ситуации на дороге

— в том случае, если велосипед используется регулярно и часто, велик риск возникновения трещин на раме. Вследствие этого лучше проводить регулярные осмотры каркаса на наличие трещин и «повреждений краски»

— в случае падений и ударов алюминий повреждается гораздо легче стали

Титановая рама велосипеда

Подобрать раму велосипеда изготовленную из сплава титана с другими материалами будет хорошим вариантом, но в то же время одним из самых дорогостоящих.

Титановая велосипедная рама

Титан включает в себя все достоинства алюминия и стали и в то же время практически полностью исключает их недостатки.

— имеет малый вес, наравне с алюминием

— отлично гасит дорожные вибрации

— срок службы рамы может составить до 20 лет

— не подвержена ржавчине

— очень высокая стоимость

Карбоновая рама велосипеда (углепластик)

Преимущественно изготавливается на заказ. За счёт практически «ручного» плетения из волокон углерода пропитанного смолами имеет нужные прочностные характеристики.

карбоновая велосипедная рама

Соответственно за счёт этого и возрастает стоимость.

— вес практически такой же небольшой, как и у титановой. При соответствующих параметрах до 1,5 кг.

— прочность наравне с титановой

— только рама, изготовленная на заказ сможет полностью удовлетворить все запросы велосипедиста

— высокая стоимость в сравнении со стальными и алюминиевыми рамами

— хрупкость рамы от точечных ударов

Говоря в целом, карбоновые рамы предназначены для профессиональных велогонщиков, стремящихся за потерей «веса велосипеда». Для рядового гражданина стоит выбирать рамы из стали или алюминия, гораздо более неприхотливые и дешёвые. Сложно выбрать «стоящую» раму из карбона, притом грамотно спроектированную и изготовленную.

Рама велосипеда по росту: таблица рамы велосипеда

Рама велосипеда, подходящая под ваш рост, выбирается следующим образом:
— поставив велосипед между ног замерить расстояние от верхней трубы в её самой высокой точке до промежности. Оно должно быть не менее 10 и не более 15 см.

расстояние от промежности до рамы

Это обеспечит вашу безопасность при «спрыгивании» с педалей. Для упрощения замера просуньте ладонь. У взрослого мужчины ширина ладони около 10 — 13 см.

— целиком сядьте на велосипед и поставьте ноги на педали. При этом нужно, чтобы пятка слегка согнутой ноги доставала до педали в самом нижнем ее положении, а верхней поверхностью носка можно было бы прикоснуться к нижней поверхности этой же педали.

В том случае, если для достижения подобного положения придётся практически до упора выдвигать подседельный штырь, лучше присмотреть другой размер велосипеда.

выбор велосипеда по росту

Размер рамы велосипеда

Перед покупкой велосипеда необходимо ознакомиться с таблицей размеров велосипедных рам в зависимости от вашего роста.

Размер велосипедной рамы и рост

Рама велосипеда и сам велосипед подбираются в частности, исходя из следующих факторов:
— стиля вашей езды (агрессивный быстрый или спокойный размеренный)
— типа местности и средних расстояниях (в км) на которой будет чаще всего использоваться велосипед (городские условия — асфальт; относительное бездорожье — лесные дороги и тропинки; либо абсолютное бездорожье — горная пересечённая местность)
— количества денежных средств, которые вы готовы потратить на покупку
— ваших физиологических характеристик (рост, вес, длина рук и ног)

Источник https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%B0%D0%BC

Источник https://rideabike.ru/techno/vybiraem-ramu-alyuminij-karbon-stal-ili-titan.htm

Источник https://putnicki.ru/kak-vibrat-ramu-velosipeda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: