Лотки теплотрасс и их характеристики

Размеры лотков для теплотрассы

При строительстве и укладке теплотрасс магистральные трубы, по которым непосредственно проходит горячая вода, должны укладываться в специальные защитные лотки.

Какой бы ни была трубопроводная система теплоносителей, наземной или подземной, в любом случае ее элементы необходимо защитить от влаги или лютых морозов. Для этого применяются коробы из лотков, внутри которых проходят трубы теплотрассы.

Содержание статьи:

  • Размеры, предусмотренные ГОСТом, а также цены
  • Размеры по ГОСТу и цены плит для перекрытия лотков
  • Схемы

Размеры, предусмотренные ГОСТом, а также цены ↑

Лотки теплотрасс из бетона имеют прямоугольную форму и представляют собой конфигурацию желоба. Высота, длина и ширина одной модели таких желобов может отличаться от другой.

Такие конструкции изготавливаются из тяжелых бетонов, которые при застывании оказываются очень прочными, стойкими к механическим нагрузкам разного рода, а также являются весьма морозоустойчивыми. Некачественный бетон на морозе трескается, крошится и лопается.

Поэтому при выборе лучше всего поинтересоваться каким методом были изготовлены конструкции лотков: обыкновенным литьем или вибролитьем, обыкновенным прессованием или вибропрессованием.

Именно при помощи вибрационных технологий получается самый качественный бетон.

железобетонные лотки для теплотрасс

Самыми важными моментами в прокладке теплотрасс в бетонных лотках являются их размеры и качество материала, из которого они изготовлены.

В зависимости от того, где именно должны проходить коммуникации, ожидаются выполнения основных требований к укладке бетонных изделий. И это, прежде всего, соответствие их размеров с трубами.

Ведь металлические трубы не должны располагаться внутри конструкции короба из лотков впритык к их бетонным стенкам. Особенно если трубы подлежат дополнительной обмотке теплоизоляционными материалами.

Важно! По этой причине лотки для труб всегда должны подбираться намного больших размеров, чем внешний диаметр трубопровода.

Существуют следующие стандартные параметры габаритов лотков для теплотрасс из бетона:

  • длина желобов – встречается 720-2970 мм и более;
  • ширина желобов — встречается 570-2460 мм;
  • высота желобов — встречается 530-740 мм;
  • толщина стенок лотка — встречается 40-80 мм;
  • ширина канала внутренней поверхности лотка – встречается 450-2180 мм;
  • высота канала внутренней поверхности лотка — встречается 300-1200 мм;
  • вес лотка — встречается 100-3000 кг.

Сталь для армирования бетонных лотков для высокой их прочности используется класса А-I, A-III, Bp-I. Из нее сначала изготавливается металлический каркас, который покрывается бетоном высокого качества средней или высокой плотности.

Так получают железобетонные конструкции различных параметров для того, чтобы можно было их применять для укладки в землю.

Бетонные или железобетонные конструкции, которые следует укладывать в землю, обозначаются аббревиатурой ЛРГ, те которые применяют под сваи или опоры – ЛР.

Однако независимо от того, какие именно нужны лотки, их изготавливают строго в соответствии с ГОСТом 23009-78. Кроме этого, сам бетон обязательно должен быть из портландцемента марки выше М400, а также использование сульфатостойких портландцементов. Все требования для бетонных смесей должны соблюдаться по ГОСТу 26633-91.

Чтобы иметь полное представление о размерах таких бетонных или ж/б изделий, как лотки для защиты теплотрасс и ценах на подобные изделия, следует рассмотреть таблицу соответствующих параметров:

размеры и цены лотков для теплотрасс

Ценообразование стоимости лотков для теплотрасс зависит от их размеров, которые рынок представляет в весьма широком ассортименте.

Вышеприведенные размеры и цены – это лишь самые основные группы лотков, но существует еще и масса других размеров, которые применяются в разных видах строительства.

Любой из этих лотков прекрасно обеспечит безопасность любого трубопровода теплотрассы и защитит от подвижности грунта, агрессивных сред почвенного состава или атмосферных осадков, а также от влияния температурных перепадов.

угольный фильтр для воды

Как угольный фильтр с активированным углем очищает питьевую воду, узнайте из статьи: угольный фильтр для воды.

Знания по монтажу внутренней канализации своими руками. можно найти здесь.

Размеры по ГОСТу и цены плит для перекрытия лотков ↑

Как и всякий любой короб, конструкция лотков в обязательном порядке требует укладки поверх желоба перекрытия. Это обязательно нужно делать для того, чтобы при засыпке землей, она не попадала прямо на трубы.

В противном случае, теряется весь смысл задумки помещения трубопроводной системы в лотки. Перекрытия для лотков представляют собой прямоугольные плиты из бетона или железобетона, которые обязательно должны соответствовать размерам самих бетонных лотков.

Важно! Кроме габаритных параметров, плиты перекрытия должны обязательно быть изготовлены из бетона той же марки, что и лотки.

Так сохранится целостность структуры материала всего короба, состоящего из лотка и перекрытия, который способен будет прослужить не один десяток лет.

Рынок строительных материалов предлагает следующие размеры плит:

  • длина плит – встречается 740-2990 мм и более;
  • ширина плит – встречается 400-2460 мм;
  • высота (или толщина) – встречается 50-160 мм;
  • вес одной единицы плиты – встречается 100-2940 кг.

Однако перед любым проектированием строительных работ необходимо сделать предварительные расчеты. Но для подобных расчетов всегда требуется информация о размерах плит для лотков и их ценах.

Чтобы понять, какие приблизительно цены существуют на те, или иные плиты для перекрытий лотков, можно ознакомиться с выборочной информацией об их параметрах и стоимостях:

информация о размерах плит для лотков и их ценах

Таким образом, чем больше размер и толще плита, тем она будет дороже. Ведь на ее изготовление затрачивается значительно больше сырья, а значит, и цена, соответственно, станет больше, чем на ту плиту, которая тоньше и меньше по размеру.

Благодаря предварительной информации о стоимости плит перекрытий, планировать строительство и делать расчеты для укладки теплотрасс в лотки будет значительно легче.

Схемы ↑

Схематически лотки для теплотрасс выглядят так, будто бы это желобы из бетона буквой «П». По сути, оно так и есть.

Прямоугольной формы лотки применяются для укладки в грунт для того, чтобы внутрь их проложить трубы отопления или горячего водоснабжения. Под высотой понимается высота одного бортика желоба.

Бортики бывают низкие, а бывают весьма высокие – все зависит от того, для какого количества труб они будут применяться. Точно также обстоят дела и с шириной лотка, особенно внутренней шириной.

Ведь этот параметр также отличается по критерию – на какое количество труб, и какого диаметра рассчитывается применение лотка.

лотки для теплотрасс схематически

Параметры перекрытия для лотка должны обязательно совпадать с параметрами лотка. Так, к примеру, ширина и длина плиты перекрытия должны быть одинаковыми, а их наружные стенки должны либо совпадать встык, либо размеры плиты должны быть немного больше размеров стенок лотка.

Все должно делаться для того, чтобы закрыть как крышкой лоток с проходящими внутри него трубами. Благодаря такой защитной системе, не только трубы остаются целыми долгое время, но также и их теплоизоляция.

Важно! Следует также отметить, что лотки могут образовывать разного типа каналы. Но, прежде всего, нужно сказать, что каналы эти непроходимые и совсем не похожи на коллекторы, внутри которых не только прокладываются трубы, но также, при необходимости, могут перемещаться рабочие.

Лотки используются только для непроходимых каналов тепловых или водопроводных сетей. Для небольшого количества труб с маленьким диаметром достаточно применять одноячейковые или двухячейковые конструкции из лотков и перекрытий.

Трубы укладываются в лотковый элемент, а затем сверху лоток накрывается плитой, как крышкой.

одноячейковые или двухячейковые конструкции из лотков

Такие конструкции имеют название – непроходные каналы КЛ – они состоят из таких элементов:

Читать статью  СП 41-105-2002. Проектирование и строительство тепловых сетей бесканальной прокладки из стальных труб с индустриальной тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке.

а) одноячейковый короб;

б) двухячейковый короб;

2 – песчаная подушка под установку короба;

3 – плита перекрытия лотка;

4 – фиксирующая шпонка из цемента;

5 – песчаный слой.

В таких трубопроводных коммуникациях проходят обычно трубы подающего и обратного назначения.

Поэтому они прекрасно укладываются в подобных конструкциях, длительно сохраняя, при этом, целостность теплоизоляции труб и сохраняя их поверхность от агрессивного воздействия грунтовых вод, почвенного состава или атмосферных осадков.

Однако не всегда все коммуникации теплотрасс могут поместиться в лоточном элементе в виде желоба.

Приходиться либо покупать слишком дорогие огромных размеров лотки, либо применять более удешевленный вариант – два лотка устанавливать друг на друга при помощи двутавра, специального монтажного профиля, сечение которого в форме буквы «Н».

Двутавр оказывается неким соединительным элементом, который образует замок между двумя бетонными лотками, установленными поверх друг друга, дном врозь и емкостью желобов внутрь.

два лотка устанавливаются друг на друга при помощи двутавра

Такие строительные решения позволяют организовать короб для укладки в него труб больших диаметров и большего количества трубопроводных магистралей, если необходимо.

Подобного рода каналы называются – непроходными класса КЛС – и состоят из следующих элементов:

а) одноячейковый двухсоставной;

б) двухячейковый двухсоставной;

1 – лоток из железобетона;

2 – соединение – двутавр;

3 – песчаная подушка;

4 – песчаная прослойка в зазоре между лотками;

5 — фиксирующая шпонка из цемента.

Если из больших лотков строятся каналы проходные, тогда внутри него в обязательном порядке устанавливается узкий лоток для отвода воды из канала.

Допускать затопление грунтовыми или талыми водами пространство короба, где уложены магистрали труб теплотрасс, категорически запрещено.

Точно также обстоит дело и с непроходными каналами, которые должны быть герметично закрыты или зацементированы по бокам на стыках, если это двухсоставные конструкции, состоящие из двух лотков.

Любая подготовка или проектирование подобных строительных работ по монтажу лотков теплотрасс всегда требует к себе тщательного внимания. При расчетах следует знать не только стоимость материалов, но также и подходящие размеры лотков.

как устранить засор в раковине

Как устранить засор в трубе на кухне, рассказывается в статье: как устранить засор в раковине.

Как построить самодельный септик из еврокубов своими руками, читайте на странице.

Цены на фильтры для очистки воды от железа, приведены в таблице.


Рекомендуем также

Проволочные лотки, изготовленные компанией ДКС, представляют из себя сетчатые каналы с бортиками разной высоты. Такие конструкции являются современными составляющими […]

Оцинкованные кабельные лотки отлично подходят для прокладки информационных, сигнальных, силовых кабельных сетей. Организация сетей таким способом позволяет значительно снизить […]

С целью не только облагородить помещение, но еще и обезопасить его от возникновения пожаров в случаях замыкания или самовозгорания […]

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus, Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Лотки теплотрасс и их характеристики

При подземной укладке трубопроводов строителям приходится сталкиваться с проблемой их защиты от нагрузок, коррозионного воздействия почвы, тепловой изоляции от температуры окружающей среды. Один из эффективных методов решения вышеизложенных задач при укладке тепловых сетей — лотки теплотрасс, в которые помещают транспортирующие теплоноситель трубы.

Материал лотков не должен быть слишком дорогим для выполнения своих защитных функций, поэтому при их изготовлении используют наиболее дешевые компоненты — бетон и стальную арматуру. Так как проводящие тепло трубы имеют различное сечение в широком диапазоне и в канал может помещаться различное количество трубопроводных линий, размеры лотков теплотрасс отличаются разнообразием для удобства монтажа и снижения затрат при прокладке теплосетей.

лотки теплотрасс

Назначение

Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.

Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:

армированный лоток

  • Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
  • Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
  • Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
  • Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
  • Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
  • Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.

Материал изготовления

Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:

  1. основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
  2. для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
  3. при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
  4. анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
  5. для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.

Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:

параметры жб лотков

  1. при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
  2. при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.

Маркировка и виды лотков для теплотрасс

Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:

  • Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
  • д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
  • цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
  • Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м 2 ) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
  • а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.

Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:

размеры лотков

  1. КЛ — лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
  2. последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
  3. последнее число после дефиса — расчетная нагрузка в тс/м 2 .

Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:

  1. каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
  2. тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.
Читать статью  RU2663134C1 - Битумно-полимерная грунтовка - Google Patents

Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:

  • КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
  • КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
  • КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.

Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м 2 .

характеристики лотков

Размеры

Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:

установка жб лотков

  1. длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
  2. для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
  3. ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
  4. высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
  5. толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
  6. ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
  7. высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
  8. толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
  9. масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м 3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м 3 для Л38.
  10. плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
  11. для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.

Особенности укладки лотков

Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:

  • под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
  • в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
  • в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
  • допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.

При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:

железобетонные лотки

  1. Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
  2. Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
  3. При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.

трубы в лотках

  1. Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
  2. Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м 3 класса В 1.5.
  3. Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
  4. При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
  5. Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
  6. В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
  • при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
  • в местах, где несущая способность основания изменяется.

укладка коробов и тоннелей

  1. Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
  • 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
  • 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
  • 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
  • 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
  1. Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
  2. Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
  3. Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
  4. При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
  5. Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м 2 . При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
  • при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м 2 ;
  • на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м 2 ;
  • под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м 2 ;
  • при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м 2 .

Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций

Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.

Основные правила проведения работ включают в себя пункты:

монтаж лотков

  1. Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
  2. Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
  3. При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
  4. Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
  5. Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
  6. Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
  7. Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
  8. Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
  9. Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
  10. В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
  11. Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
  12. Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.
Читать статью  Серия 4.903-10 Изделия и детали трубопроводов для тепловых сетей. Выпуск 4 Опоры трубопроводов неподвижные

Гидроизоляция

При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:

примерные цены на лотки

  1. Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
  2. Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
  3. При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
  • холодную из асфальта;
  • горячую из асфальта;
  • оклеечную из битума;
  • композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
  1. Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
  2. Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
  3. Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
  4. Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
  5. Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
  6. Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
  7. Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
  8. Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65

Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.

Лотки для теплотрасс

Железобетонные сборные лотки теплотрасс – стандартизированные изделия, размеры которых соответствуют серии 3.006.1-2. Они служат комплектующими элементами при создании каналов и тоннелей, задача которых – защищать подземные трубопроводы от механических нагрузок, коррозионного действия грунтов, низких температур. Лотки могут использоваться для монтажа в грунтовых водах, слабых породах, регионах с повышенной сейсмоактивностью.

Лотки для теплотрасс

Материалы, используемые при производстве сборных лотков теплотрасс

При производстве лотков используются бетон и стальная арматура. Требуемые характеристики бетона:

  • класс прочности – не менее 22,5;
  • водонепроницаемость – от W4;
  • морозостойкость – от F200.

Подбор бетона длялотков для теплотрасс осуществляется в соответствии с запланированными эксплуатационными условиями.

Жесткость конструкции обеспечивает арматурный каркас, изготовленный из стержней и проволоки с гладкой поверхностью и периодического профиля. Для повышения устойчивости лотков для теплотрасс к воздействию влаги осуществляют их гидроизоляцию с помощью эффективных водостойких составов.

Какие задачи выполняют железобетонные лотки для теплосетей

Эти ЖБИ востребованы в строительстве, ЖКХ, на промышленных объектах, быту. Укладка лотков для теплотрассы обеспечивает:

  • защиту водо-, газо-, паропроводов подземного монтажа от сжимающего действия грунта;
  • теплоизолояцию труб;
  • защиту трубопроводов от влаги и, следовательно, от коррозии.

Укладка лотков для теплотрассы

Бетонные лотки защищают трубопроводы от разрушения при сезонных подвижках грунтов, в результате сейсмоактивности, размыве грунтовыми водами. ЖБИ могут выполнять еще одну функцию – отводить различные жидкости в места их сбора. Их применяют в сельском хозяйстве для отведения жидких стоков, при организации водоподающих и водоотводящих каналов, осушении болот. В частных владениях лотки укладывают для подведения воды на участок из открытых водоемов.

Лотки для теплотрасс могут укладываться даже под автомагистралями и железными дорогами, допускается полуподземный монтаж.

Маркировка и основные серии лотков для теплотрасс

В маркировке ЖБИ указывают:

  • Л – лоток, П – плита;
  • д – эта буква ставится после первой цифры и указывает на то, что это изделие является доборным;
  • цифры 1-38 – порядковый номер типоразмера изделия.

Существует еще одна серия 3.006.1-8, в соответствии с которой изготавливают лотковые элементы. Маркировка в соответствии с этим нормативом:

  • КЛ – лоток;
  • ППУ – перекрывающая плита угловая;
  • ПДУ – плита днища угловая;
  • ПТО – плита с отверстием;
  • ЛКО – изделие лотковое с отверстием.

После буквенных обозначений лотков и плит теплотрассы указываются три числа, характеризующие длину, ширину и высоту ЖБИ в см. После дефиса указывается расчетная нагрузка в тс/м 2 .

Виды наиболее часто используемых лотков для теплотрасс в соответствии с серией 3.006.1-2.87

Обозначение Размеры (ДхВхШ), см Обозначение Размеры (ДхВхШ), см
Л1-8 297х42х36 Л14д-8 72х184х57
Л1д-8 72х42х36 Л15-8 297х184х72
Л4-8 297х78х53 Л15д-8 72х184х72
Л1д-8 72х78х53 Л16-8 297х184х103
Л5-8 297х78х68 Л16д-8 72х184х103
Л5д-8 72х78х68 Л17-8 297х184х133
Л6-8 297х116х53 Л17д-8 72х184х133
Л6д-8 72х116х53 Л18-8 297х184х164
Л7-8 297х116х68 Л18д-8 72х184х164
Л7д-8 72х116х68 Л19-8 297х216х74
Л8-8 297х116х100 Л19д-8 72х216х74
Л8д-8 72х116х100 Л20-5 297х216х104
Л9-8 297х116х131 Л20д-5 72х216х104
Л9д-8 72х116х131 Л21-8 297х216х134
Л10-8 297х148х55 Л21д-8 72х216х134
Л10д-8 72х148х55 Л22-8 297х216х164
Л11-8 297х148х70 Л22д-8 72х216х164
Л11д-8 72х148х70 Л23-8 297х246х74
Л12-8 297х148х101 Л23д-8 72х246х74
Л12д-8 72х148х101 Л24-8 297х246х104
Л13-8 297х148х132 Л24д-8 72х246х104
Л13д-8 72х148х132 Л25-8 297х246х134
Л14-8 297х184х57 Л25д-8 72х246х134

Длина цельных лотков для теплотрасс должна составлять 5970 мм, но для удобства транспортировки их изготавливают длиной 2970 мм, ГОСТ разрешает такое исполнение, поскольку при этом сохраняется серийная схема армирования.

Основные этапы укладки лотков для теплотрасс

В сухих траншеях укладывают песчаную подушку толщиной до 100 мм. В местах примыкания лотков к камерам предусматривают деформационные швы, заполняемые битумом. На песчаную подушку устанавливают лотки, в которые укладывают трубы. Лотковые элементы закрывают плитами, стыки гидроизолируют, траншею закапывают.

При наступлении срока демонтажа или ремонта теплотрассы траншею раскапывают, с лотков снимают плиты перекрытий и осуществляют необходимые работы.

ремонт теплотрассы

Общие рекомендации по устройству каналов и тоннелей из лотков и плит

  • При осуществлении земляных работ необходимо обеспечить целостность расположенных поблизости инженерных коммуникаций.
  • Требуется организовать водоотводы от места расположения канала или тоннеля.
  • Необходимо обеспечить максимально краткий промежуток времени между рытьем и закапыванием траншеи.
  • Дно траншеи должно тщательно уплотняться, что позволит в будущем избежать перекоса уложенных лотковых элементов.
  • Запрещено укладывать лотковые элементы на промерзший грунт.

Вопросы-ответы

Какие составы и материалы используются для гидроизоляции лотков для теплотрасс?

Для проведения гидроизоляционных мероприятий могут использоваться: холодная и горячая асфальтная гидроизоляция, оклеечная, химические водоотталкивающие смазки, составы для запенивания, жирные глины.

Какая может быть глубина заложения лотков теплотрасс?

Под автодорогами – расстояние от верха ЖБИ до автомагистрали – 0,5-6,0 м, под ЖД-путями – 1,0-4,0 м (от верха ЖБИ до верха шпалы), в производственных цехах – минимальное заглубление – 0,3 м до уровня пола.

Можно ли выполнять обратную засыпку траншеи мерзлым грунтом?

Нет, перед выполнение обратной засыпки грунт, предназначенный для этой цели, должен оттаять.

Дата публикации: 17.02.2022
Автор-эксперт: Смирнов Виталий

Строительный эксперт с 20 летним стажем.

Образование:

1998 год — Ижевский государственный технический университет по специальности инженер-строитель «Промышленное и гражданское строительство».
1997 год — Ижевский монтажный техникум по специальности техник-строитель-технолог.

Опыт работы:

Инженер технического контроля качества выполнения работ строительных работ: геодезия (планировка); земляные; дренажные; гидроизоляционные; монолитные, а также все виды работ с инженерными коммуникациями.

Поделиться ссылкой:

Производим и предлагаем продукцию:

Читайте также:

  • Урны из бетона
  • Забивные и набивные ЖБИ сваи
  • Стойки УСО: характеристики и применение
  • Погреб из бетонных колец
  • Бетонные колонны

©2012-2023, ООО «Монолит-ЖБИ»
Производство ЖБИ в СПБ

195273, Санкт-Петербург
пр. Пискаревский д.63, литер Б
БЦ «Виадук-П», офис 306
Время работы:
ПН-ПТ 10:00-18:00
СБ-ВС Выходной

Источник https://septikland.ru/lotki/lotki-dlya-teplotrass/razmery-lotkov-dlja-teplotrassy.html

Источник http://okanalizacii.ru/truby/lotki-teplotrass.html

Источник https://monolit-gbi.ru/articles/lotki-dlya-teplotrass/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: