Эстакады металлические под технологические трубопроводы
Стандарт распространяется на железобетонные и стальные конструкции одноярусных эстакад под технологические трубопроводы, применяемые в районах с расчетной температурой воздуха до минус 40 град. Цельсия, нормативным скоростным напором ветра до 55 кгс/м2 и сейсмичностью до 8 баллов включительно. Стандарт устанавливает типы одноярусных эстакад, их основные параметры и габаритные схемы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЭСТАКАДЫ ОДНОЯРУСНЫЕ ПОД
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ
ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Москва
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства
А. М. Монин; Н. А. Ушаков, канд. техн. наук; Г. И. Бердичевский, д-р техн. наук (руководители темы); Л. В. Яковлев; Л. Д. Фомиль; М. Ю. Астряб, канд. техн. наук; М. М. Амочкина; В. А. Якушин, канд. техн. наук; Л. Н. Зикеев, канд. техн. наук
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник отдела В. А. Алексеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 июля 1978 г. № 148
ЭСТАКАДЫ ОДНОЯРУСНЫЕ ПОД ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРУБОПРОВОДЫ
Single-stage trestle-work for technological pipelines.
Types and basic parameters
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 июля 1978 г. № 148 срок введения установлен
Настоящий стандарт распространяется на железобетонные и стальные конструкции одноярусных эстакад под технологические трубопроводы , применяемые в районах с расчетной температурой воздуха до минус 40 °С, нормативным скоростным напором ветра до 55 кгс/м 2 и сейсмичностью до 8 баллов включительно.
Стандарт устанавливает типы одноярусных эстакад, их основные параметры и габаритные схемы.
Стандарт обязателен при разработке проектов технологических трубопроводов и стандартов на конструкции эстакад.
1. ПАРАМЕТРЫ
1.1. Вертикальные нагрузки на погонный метр эстакады приняты: 0,25; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0 тс/м.
1.2. Длина траверс в эстакадах должна приниматься равной: 1,2; 1,8; 2,4; 3,0; 3,6; 4,2; 4,8; 6,0; 7,2; 7,8 м.
1.3. Высота эстакады принимается от планировочной отметки земли до верха траверсы и равна: 6,0; 6,6; 7,2; 8,4 м.
1.4. Шаг опор одноярусных эстакад должен приниматься равным 12 и 18 м. При проектировании эстакад под технологические трубопроводы допускается отступление от этих размеров в местах подходов опор к зданиям и сооружениям, а также в местах пересечения с автомобильными, железными дорогами и другими коммуникациями.
1.5. Шаг траверс должен приниматься 3,0; 4,0 или 6,0 м.
2. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Типы, габаритные схемы и основные размеры конструкций, вертикальные нагрузки на погонный метр эстакад должны соответствовать указанным в табл. 1 и 2.
В табл. 2 приведены габаритные схемы стальных одноярусных эстакад, которые следует применять в строгом соответствии с требованиями технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов, утвержденными Госстроем СССР.
2.2. Эстакада должна состоять из температурных блоков. Длина температурного блока определяется расчетом.
2.3. Для эстакад, выполняемых полностью из стальных конструкций, температурный блок должен компоноваться из промежуточных, концевых и одной анкерной опоры (промежуточной или концевой), на которую передаются все горизонтальные нагрузки, действующие вдоль оси трассы.
2.4. Для эстакад, выполняемых полностью из железобетонных конструкций или комбинированных конструкций (железобетонных опор и стальных пролетных строений), температурный блок должен компоноваться, как правило, из промежуточных и концевых опор. Горизонтальные нагрузки, действующие вдоль оси трассы, в этом случае воспринимаются всеми опорами температурного блока.
2.5. Ответвления трубопроводов в эстакадах следует располагать только в местах опор.
В эстакадах типов Iк, IIк, Iм, IIм ответвления трубопроводов допускается также располагать в местах узлов ферм пролетного строения.
2.6. В местах ответвлений трубопроводов конструкции эстакад должны быть дополнительно рассчитаны на горизонтальную сосредоточенную поперечную нагрузку от ответвлений трубопроводов.
2.7. Расположение промежуточных, концевых и анкерных опор ни трассе трубопроводов приведено в справочном приложении.
Эстакады одноярусные под технологические трубопроводы. Типы и основные параметры
ГОСТ 23235-78 Эстакады одноярусные под технологические трубопроводы. Типы и основные параметры
А.М. Монин; Н.А. Ушаков, канд. техн. наук; Г.И. Бердичевский, д-р техн. наук (руководители темы); Л. В. Яковлев; Л.Д. Фомиль; М.Ю. Астряб, канд. техн. наук; М.М. Амочкина; В.А. Якушин, канд. техн. наук; Л.Н. Зикеев, канд. техн. наук
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник отдела В.А. Алексеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 28 июля 1978 г. № 148
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЭСТАКАДЫ ОДНОЯРУСНЫЕ ПОД ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ
Настоящий стандарт распространяется на железобетонные и стальные конструкции одноярусных эстакад под технологические трубопроводы, применяемые в районах с расчетной температурой воздуха до минус 40°С, нормативным скоростным напором ветра до 55 кгс/м 2 и сейсмичностью до 8 баллов включительно.
Опоры и эстакады трубопроводов. Экспертиза безопасности и обследования
А.Н. Мурадов, зам. директора по развитию, начальник лаборатории неразрушающего контроля (ООО «Алтайстройдиагностика»), С.А. Горбенко, директор (ООО «Алтайстройдиагностика»), А.П. Васильев, главный инженер проекта (ООО «Алтайстройдиагностика»), В.Е. Остапенко, главный инженер (ООО «Алтайстройдиагностика»).
Практика проведения экспертизы промышленной безопасности и обследования отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы на предприятиях различных отраслей промышленности.
Многообразие технологических процессов и технологического оборудования на опасных производственных объектах предприятий различных отраслей промышленности приводит к необходимости подачи самых разнообразных продуктов (вода, пар, кислота, мазут, воздух, природный и инертный газ и т.д.) к этому оборудованию для обеспечения технологических процессов. Это производиться посредством применения технологических трубопроводов, которые располагаются на отдельно стоящих опорах и эстакадах.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории или транспортных потоков. С учётом неблагоприятных факторов при эксплуатации технологических трубопроводов (наличие высоких температур, вибрационные нагрузки, повышенная влажность, агрессивность среды эксплуатации) есть необходимость постоянного мониторинга и обслуживания эстакад и отдельно стоящих опор, на которых проложены эти продуктопроводы. Одним из важных этапов при эксплуатации эстакад является проведение экспертизы промышленной безопасности и обследования конструкций сооружения.
Рис. 1. Общий вид эстакады под технологические трубопроводы
Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) эстакад проводится на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в соответствии с нормативными документами Ростехнадзора – Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538) и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности по различным отраслям промышленности (химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, металлургической, коксохимической, угольной, горнорудной, газовой, энергетической, и др.).
Предприятием ООО «Алтайстройдиагностика» с 1999 г. было проведено более 20 экспертиз и обследований отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы на предприятиях различных отраслей промышленности. В данной статье мы кратко рассмотрим основные особенности проведения экспертизы, состав работ, и основные дефекты и повреждения на сооружениях эстакад. В связи тем, что сведения в заключениях экспертиз носят закрытый и конфиденциальный характер, мы упускаем названия эстакад и место их расположения.
Целью проведения экспертиз промышленной безопасности эстакад является определение соответствия строительных конструкций сооружений эстакад обязательным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации по промышленной безопасности, нормативной документации Ростехнадзора РФ, строительных норм и правил.
Сооружения эстакад относятся к объектам с нормальным уровнем ответственности по ст. 4 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и ст. 48.1 «Градостроительного кодекса РФ».
Отдельно стоящая опора под трубопроводы состоит из одной или нескольких колонн, связей, траверсы и фундамента (рис. 2, а).
Эстакада состоит из опор (опора включает в себя: колонны, связи, ригели, фундаменты), пролетных строений (ферм, балок), траверс, связей по фермам (рис. 2, б).
Рис. 2. Схема прокладки трубопроводов по опорам и эстакадам
а — прокладка по опорам; б — прокладка по эстакадам; 1 — промежуточная опора; 2 — анкерная промежуточная опора; 3 — анкерная концевая опора; 4 — компенсатор; 5 — трубопровод; 6 — траверса; 7 — пролетное строение; 8 — опорная часть трубопровода; 9 — колонна; 10 — фундамент; 11 — вставки температурного блока; 12 — ось температурного разрыва.
В зависимости от объёмно-планировочных и конструктивных решений отдельно стоящие опоры и эстакады бывают различных типов, отличающихся между собой по следующим признакам:
- по материалу конструкций: железобетонные, стальные, комбинированные (стальные и железобетонные);
- по конструктивным решениям несущих конструкций: пролётных строений, опор, фундаментов;
- по высоте верха опор: низкие и высокие;
- по способам разложения труб на опорах и эстакадах: одноярусное, двухъярусное, многоярусное.
Основными строительными конструкциями сооружений эстакад, как правило, являются:
- фундаменты под опоры (колонны) – монолитные, железобетонные, стаканного типа;
- колонны – сборные железобетонные или стальные;
- ригели и вставки – сборные, железобетонные, длиной 6 и 12 м;
- траверсы – сборные, железобетонные. Для размещения трубопроводов к траверсам выполнено крепление рам, выполненных из швеллеров;
- фермы пролётных строений – металлические, из прокатных профилей;
- ходовые мостики, площадки для обслуживания запорной арматуры, лестницы – из угловой, листовой (просечно-вытяжной), полосовой и круглой стали;
- антикоррозионная защита металлоконструкций предусматривается лакокрасочными материалами.
В рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, для оценки фактического состояния эстакад проводится их обследование, которое выполняется в соответствии с «Программой обследования» и включает в себя:
- анализ проектной и эксплуатационной документации, имеющейся в архиве Заказчика;
- рассмотрение фактических условий воздействия на строительные конструкции эстакады;
- уточнение нагрузок на строительные конструкции эстакады;
- установление влияния технологического процесса на состояние строительных конструкций эстакады;
- проверку состояния строительных конструкций:
- визуальный осмотр строительных конструкций эстакады;
- обследование конструктивных элементов эстакады: фундаментов, колонн, ригелей, траверсов, ферм пролётных строений, ходовых мостиков, площадок для обслуживания запорной арматуры, лестниц;
- техническую диагностику строительных конструкций специальными приборами и инструментами, неразрушающими и другими методами контроля;
- выполнение необходимых поверочных расчётов с учётом фактических нагрузок и определение срока эксплуатации до капитального ремонта;
- оформление Акта обследования (оценки технического состояния) строительных конструкций эстакады, с приведением характеристик основных выявленных дефектов и повреждений конструктивных элементов, с выдачей рекомендаций по устранению замечаний, сделанных в процессе экспертизы (обследования) для дальнейшей безопасной эксплуатации строительных конструкций эстакады.
Характерные дефекты и повреждения строительных конструкций эстакад и рекомендации по устранению дефектов и повреждений приведены в таблице 1.
Вертикальные и наклонные трещины коррозионного характера вдоль стержней рабочей арматуры колонн (рис. 4).
Замачивание колонн в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бетона.
Демонтировать железобетонные ригели имеющие недопустимые деформации.
Трещины коррозионного характера вдоль стержней рабочей арматуры.
Замачивание в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бетона (рис. 6).
Замачивание в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бетона (рис. 3).
Выполнить замену элементов со сквозной коррозией.
Рис. 3. Замачивание в результате проливов технологических сред, разрыхление и выщелачивание бет
Рис. 4. Трещины коррозионного характера вдоль рабочих стержней арматуры колонн. Разрушение (сколы) бетона, оголение и коррозия рабочей арматуры и хомутов.
Рис. 5. Разрушение бетона ригеля, оголение и коррозия рабочей арматуры и хомутов.
Рис. 6. Замачивание в результате проливов технологических сред, сквозное разрушение в теле конструкции ригеля
По результатам проведённого обследования проводиться классификация состояния строительных конструкций согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» выполняется оценка технического состояния строительных конструкций эстакады, разрабатываются рекомендации по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации сооружения.
По результатам проведенной экспертизы составляется заключение экспертизы промышленной безопасности эстакады с выдачей заключения о соответствии сооружения требованиям действующих нормативных документов в области промышленной безопасности, делаются выводы о возможности дальнейшей эксплуатации. Составление заключения экспертизы промышленной безопасности производится на основе анализа материалов, представленных Заказчиком, и материалов обследования состояния строительных конструкций эстакады.
Заключительным этапом экспертизы является сдача заключения ЭПБ Заказчику, который передает его на регистрацию в РОСТЕХНАДЗОР.
Выполнение рекомендуемых мероприятий по устранению выявленных в процессе экспертизы дефектов и повреждений строительных конструкций эстакад и отдельно стоящих опор технологических трубопроводов, в сочетании с безусловным обеспечением требований промышленной безопасности самих технологических трубопроводов (включая запорную арматуру и находящийся в трубопроводе продукт) позволит избежать предаварийных и аварийных ситуаций на опасных производственных объектах промышленных предприятий.
В статье приведены конструктивные особенности эстакад под технологические трубопроводы, приведены характерные дефекты и повреждения, приведены их описания и рекомендуемые способы устранения.
Ключевые слова: эстакада, экспертиза промышленной безопасности, траверса, трубопровод, ригель
1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. – М.: Стандартинформ, 2014.
4. Пособие по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы (к СНиП 2.09.03-85). – ЦНИИПромзданий, М., 1989.
5. СП 28.13330.2012. Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85. – Минрегион России, М., 2012.
Нюансы проектирования эстакад трубопроводов
Проектирование эстакад трубопроводов – достаточно сложный процесс, что обусловлено наличием множества определенных нюансов в работе. Но прежде всего тут необходимо учитывать требования к прочности будущей конструкции и условия ее эксплуатации.
Конструкция эстакады
Для реализации разнообразных технологических процессов и адекватной работы оборудования на промышленных объектах, которые относятся к категории опасных производств, необходимо обеспечить бесперебойную подачу различных жидких, газообразных и сыпучих продуктов (парообразные вещества, вода, смазочные материалы, различные газы и др.). Решается данная задача путем обустройства трубопроводов. Такие транспортные сети могут монтироваться на эстакадах и на отдельных опорных конструкциях.
Рассматривать проектирование эстакад трубопроводов следует с анализа конструкций, под которыми часто подразумевают совершенно не те сооружения. Если они не имеют никакого отношения к транспортировке, то и не могут рассматриваются в данном контексте.
Что собой представляет технологическая эстакада? Она является сложным продолговатым сооружением, состоящим из опорных и пролетных конструкций и предназначенным для установки инженерных сетей над поверхностью земли. Необходимость в эстакаде возникает, когда уже имеющиеся постройки распределены на поверхности и не могут быть изменены. В таком случае остается только надземный путь: например, при соединении сложных проездов или организации дорожного объезда. Технологические эстакады защищают от осадков, поскольку выполняются в закрытом виде.
В связи с широким разнообразием применения опорных конструкций и эстакад различают несколько видов данных сооружений, зависящих от КР, габаритов и форм. Они отличаются:
- по высоте верхних опор: высокие и низкие;
- по конструктиву несущих элементов: опоры, фундамент, пролеты.
- по материалу изготовления: сталь, ж/б, смесь стали и ж/б.
Перечень конструкций, которые обычно применяются при строительстве технологических эстакад:
- подъемники – единый или сборный элемент из ж/б. Чтобы выполнить его крепление к трубе необходимы рамы с п-образным сечением
- колонны – изготавливают из стали или ж/б;
- фундамент, необходимый для поддержания опорных элементов – стаканного типа, состоящий из монолита или ж/б;
- стержневые конструкции (фермы) – предназначены для пролетов, выполнены из металла;
- опорные балки, вставки – различной длины, используется ж/б;
- обслуживающие детали для трубопроводной арматуры – мосты и небольшие площадки, лестницы, выполненные из стали (угловой, просечной, круглой и т.п.);
- лакокрасочные материалы для защиты от коррозии и прочих разрушений металлических конструкций.
Помимо перечисленных вариантов различают также опорные, подвесные или смешанные эстакады. Они могут состоять из одного, двух или нескольких ярусов. Инженеры-проектировщики решают, стоит ли устанавливать к несущим конструкциям балочные крепления. В индивидуальном порядке принимаются решения о выборе одного из видов эстакад. На это влияют особенности производства, будущая нагрузка на конструкцию, ее длина.
Если эстакада предназначена для обслуживания трубопроводной трассы, важно учитывать будущие условия ее эксплуатации. Помимо этого, обращают внимание на пожелания заказчика проекта и технологические особенности конструкции.
Необходимость проектирования эстакад для трубопроводов
Проектирование эстакад трубопроводов может происходить по различным причинам. Успешное решение такой задачи дает возможность:
- увеличить срок службы установки;
- снизить расходы на строительно-монтажные работы;
- уменьшить вложения в реконструкцию;
- повысить безопасность и надежность конструкции;
- оптимизировать доставку и транспортировку строительных материалов;
- включить в будущие траты ремонт и модернизацию.
Как вы могли заметить, разработка проекта технологических эстакад требует большого опыта и широкого спектра знаний. Рекомендуем выбирать подрядчика только из организаций, имеющих допуск СРО и давно зарекомендовавших себя в данной сфере.
Особенности проектирования эстакад
Невозможно в двух словах описать, как проходит проектирование эстакад трубопроводов. Это достаточно сложный и долгий процесс, который зависит от различных условий. Грамотно увеличить сроки функционирования конструкции можно, если на предварительном этапе обратить внимание на:
- силу, с которой трубы действуют на опоры и другие несущие детали;
- характеристики материалов, транспортируемых на объект;
- условия внешней среды (атмосферные осадки, температура, влага).
Как уже упоминалось выше, каждая эстакада обладает особенностями, которые нужно учитывать при проектировании деформационных швов (температурных блоков). Они необходимы для снижения нагрузки и предотвращения появления деформаций под температурным и атмосферным воздействием.
В противном случае под сильным воздействием и нагреванием стен трубы будут находиться под опасным давлением, что провоцирует разрушения. Физик Гук описывает процессы и последствия этого в законе сопротивления материалов. При отсутствии компенсатора трубопровод не удлиняется при увеличении температуры.
Исключительно температурные перепады и выбранный материал для изготовления труб (характеристика удлинения и упругости) влияют на напряжение сжатия в состоянии защемления трубопровода. Отсюда можно сделать вывод, что трубы из одного материала, но предназначенные для водо- и теплоснабжения, будут иметь различное напряжение. Поскольку в таком случае разница в температурах будет значительна. Если снижается внутреннее напряжение, становится меньше компенсаторов, а расстояние между участками растет.
Не стоит забывать об одном условии, которое необходимо всегда учитывать при создании проекта. Каждая конструкция с течением времени нуждается в реконструкции или ремонте. Так что планировать будущие работы рекомендуется на самых ранних этапах. Потребуется организация проезда строительных машин, участок для размещения вспомогательного оборудования. Также учитывают вес строительных материалов и работников.
Как показывает статистика и опыт, чаще всего ранняя реконструкция объекта требуется из-за изначально халатного отношения к разработке проекта, проведению СМР. Тщательно подходите к проектированию эстакад трубопроводов, чтобы снизить риск возникновения деформаций и нарушений преждевременно.
Общие положения проектирования эстакад под технологические трубопроводы
Напомним, что эстакады являются сложной конструкцией, которая необходима для прокладки инженерных коммуникаций над поверхностью. Проектирование эстакад трубопроводов регулируется несколькими законодательными актами, одним из которых является СНиП 2.09.03-85.
Если вертикальная опорная конструкция имеет продольное направление, ее разделяют на температурно-усадочные блоки. Их размеры варьируются исходя из вычислений температурных изменений и предельной дистанции между опорами трубопровода, расположенными неподвижно. В комплектацию температурного блока входят анкерные и пролетные опоры, конструкции в виде решеток для подвеса (промежуточные опоры). Анкерный элемент играет важное значение при прокладке трассы. Например, при изменениях направления или окончании трубопровода понадобятся специальные концевые или угловые элементы. Посередине температурного, или деформационного, шва устанавливают промежуточную опору. Если в конструкции задействованы ж/б опоры, то анкерные детали не понадобятся. Условный температурный блок создается при проводке трассы по раздельным опорным конструкциям.
Задействуют опоры, которые разрешают и запрещают движение в трубопроводной сети (т.е. подвижные и неподвижные). С помощью этих элементов проводится распределение нагрузки на эстакаде. Компенсаторы, в свою очередь, помогают перемещать, компенсировать и воспринимать тепловые расширения. При разработке технического задания на начальных этапах проектирования определяют опоры и компенсаторы трубопровода. Технологические эстакады и вертикальные опорные конструкции ориентированы на срок службы от 20 лет и выше.
Независимо от категории трубопровода, характеристик и свойств вещества, перегоняемого внутри инженерной системы, проводится монтаж и установка труб на эстакадах и на опорах любой высоты. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат нормы и требования, которым необходимо четко следовать при прокладке эстакад и отдельных вертикальных опор одновременно с электрическими кабелями, а также параллельно или на пересечении с линиями электропередач.
При работе со стальными или ж/б элементами эстакад и вертикальных опор трубопровода необходимо учитывать СНиП, который устанавливает антикоррозийные требования к строительным сооружениям. Использование стали накладывает дополнительные ограничения: конструкции необходимо заземлять.
Проектирование эстакад трубопроводов может предполагать расчет различных конструкций, которые отличаются:
- по типу материала;
- по характеристикам конструкции несущих элементов: пролеты, опоры, фундаменты;
- по размеру опорных элементов: низкие и высокие;
- по характеру размещения трубопровода на опорах и эстакадах (количество ярусов).
Инженеры-проектировщики выбирают оптимальные конструктивные решения, полагаясь на различные условия и факторы. В первую очередь во внимание принимаются официальные документы, в которых определены правила пожарной безопасности, технологические нормы. Также необходимо рассчитать экономическую целесообразность проекта, условия унификации и реконструкции объекта.
На начальном этапе разработки проекта технологических эстакад потребуется ряд сведений. Сюда включены: техзадание, подтвержденное заказчиком; генеральный план со схемами коммуникационных сетей; результаты проведенных инженерных изысканий (особенно важны геологические исследования), данные о строительном участке и производственной базе.
При разработке техзадания для указанных конструкций обязательно нужно включить:
- сведения о мощностях резервной сети, ее размерах, при необходимости проведения реконструкции;
- информацию о категории трубопровода и привязке к объектам строительства;
- данные о предельных прогибах и движении элементов;
- расположение обслуживающих конструкций: участки, лестничные пролеты, мосты, площади, различное второстепенное оборудование;
- чертеж и план трубопровода, в которых указано расположение всех частей системы: компенсаторов, температурных блоков, опорных деталей (подвижных и нет), анкерных и угловых креплений;
- разновидности опорных элементов и их характеристики, включая максимальную дистанцию перемещения, виды компенсаторов, степень нагрузки на опоры;
- подробную характеристику трубопроводной трассы: диаметр и условия изоляции, общий размер сети, свойства транспортируемых веществ, деформационные швы, степень давления на трубы, возможность сбора пыли;
- прочие технологические условия.
Также стоит дополнить, что все перечисленные выше требования распространяются как на только построенные, так и реконструируемые объекты для поверхностных трубопроводов. Они могут быть предназначены для разных целей, находится внутри производственной организации или снаружи.
Разработка проекта эстакад или отдельных опорных конструкций, необходимых для установки и обеспечения магистральных трубопроводов (к примеру, когда осуществляется подача нефти, газа и другого топлива), должна быть выполнена в рамках требований соответствующего документа СП 2.03.06-85. Также строительные нормы и правила регулируют процесс проектирования эстакад трубопроводов комбинированного типа, где проходят коммуникационные сети (например, конвейерная лента или транзитные кабели).
В заключение немного об оформлении заказа на создание проекта эстакады. Для того, чтобы специалисты по проектированию могли приступить к расчетам, необходимо подготовить исходную документацию, содержащую определенный набор технических данных, характеристик и показателей, которые могут обеспечить бесперебойную работу готовой системы. Заказчик может выбрать наиболее удобный вариант сотрудничества в соответствии с имеющимися чертежными и техническими документами. Если исходной документации еще нет, специалисты проектировочной компании могут решить задачу по ее подготовке. Процесс работы над проектными чертежами базируется на правильно составленном техническом задании, которое может быть представлено в форме описания с указанием конкретных требований к эстакадам трубопроводов.
Читайте также:
- Гост на изготовление труб металлических
- Коэффициент расширения пластика и металла
- Виды токарных резцов со сменными пластинами по металлу и их назначение
- Сплавы металла имеющие очень высокую химическую стойкость
- Работник по металлу как называется
Особенности возведения эстакад для трубопроводов
Предприятия различной промышленности для транспортирования сырья и продуктов в жидком и газообразном виде широко используют технологические трубопроводы. Газоснабжение, водоснабжение, централизованное отопление – здесь также не обойтись без труб для транспортировки готовых продуктов потребителям. При надземном расположении трубопроводов сооружаются отдельно стоящие опоры и эстакады. Эстакады – инженерные сооружения для размещения трубопроводов, состоящие из отдельных опор, пролетов в виде ферм или балок, траверс и связей. При проектировании и возведении опор и эстакад учитывают расчетные нагрузки и коэффициенты перегрузок для них.
Виды нагрузок на эстакады
- Постоянные. Это вес самих эстакад со всеми площадками, ограждениями.
- Временные длительные. Вес всего, что размещается на эстакадах, т.е. трубопроводов, арматуры, изоляционных материалов и футеровки, транспортируемой жидкости с учетом температурных воздействий и внутреннего давления, отложений на внутренних стенках труб.
- Кратковременные. Внешние нагрузки, имеющие временный характер – вес людей при обслуживании вместе с инструментом и оборудованием, ветровых, снеговых нагрузок.
- Особые. Сюда относится сейсмическое воздействие, а также вес отложений, образованных вследствие резкого нарушения эксплуатационного режима.
Если известно, что трубопроводы после монтажа впоследствии не будут перемещаться, то нагрузки от них относят к постоянным.
Возведение эстакад для трубопроводов
Проектирование ж/б и стальных конструкций эстакад под трубопроводы осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85. Все эстакады для трубопроводов и кабелей устанавливаются в несколько этапов:
- Доставка в разобранном виде металлоконструкций и железобетонных конструкций с завода-изготовителя к месту установки.
- Разгрузочные работы и укрупнительная сборка отдельных конструктивных элементов эстакад.
- Подъем и установка конструкций посредством спецтехники с последующей выверкой и закреплением.
- Демонтаж подмостей, лестниц, используемых при монтаже, такелажного оборудования.
- Испытания установленных конструкций.
На месте установки поставляемые металлоконструкции эстакад, состоящие из собранных на заводе-изготовителе блоков, принимают без разборки – проводят только визуальный контроль. Сотрудники заказчика проверяют поверхность металла и сварные швы на отсутствие трещин, различных заводских и транспортных повреждений.
Конструктивно эстакада под трубопровод представляет собой простую сборную конструкцию из фундамента, колонн, установленных на фундамент и закрепленных в нем, продольных балок и траверс. Это стандартный вариант для большинства труб при надземной прокладке.
До монтажных работ проводится подготовка монтажной площадки – территории, где будет осуществляться установка с учетом места размещения спецтехники. Наиболее тяжелыми в конструкции эстакады являются опоры. Установка осуществляется посредством подъемных кранов (автокранов), рассчитанных на заданную нагрузку. Укрупненно собранные блоки опускаются автокраном на капитальные и временные опоры. Последовательно выполняется подъем в вертикальное положение и закрепление колонн, других блоков эстакады.
Эксплуатация и обслуживание эстакад
В обязательном порядке периодически проводится контроль состояния эстакад и отдельно стоящих опор под трубопроводы. Обычно выполняется визуальный контроль с оценкой состояния железобетонных, бетонных элементов и последующий ремонт, замена при необходимости. В общем случае технологический контроль при эксплуатации включает в себя:
- Железобетонные колонны. Разрушение защитного слоя бетона устраняется посредством оштукатуривания цементным составом с добавлением смол. При сколах, оголении арматуры, трещинах проводится зачистка поврежденных участков, пескоструйная или иная механическая обработка металлических элементов для удаления следов коррозии, обработка ингибиторами коррозии и восстановление защитного слоя бетона.
- Ригели, траверсы. При недопустимых деформациях проводят усиление или замену элементов, восстанавливают защитный слой бетона для ж/б элементов, зачищают от коррозии и восстанавливают антикоррозийную защиту лакокрасочными материалами.
- Площадки, мостики, лестницы. Устранение следов коррозии с последующей антикоррозийной обработкой. Проверка состояния сварных, болтовых соединений, устранение дефектов при их обнаружении.
Профессиональный монтаж в соответствии с проектной документацией и своевременный контроль, обслуживание опор и эстакад помогут существенно продлить срок службы ж/б и металлоконструкций.
Трубопроводные эстакады
Для безопасного перемещения жидких и газообразных материалов по трубам к промышленным и коммунальным объектам используются эстакады трубопроводов.
Эстакады под трубопроводы позволяют
- значительно экономить полезную площадь предприятий и объектов жилой инфраструктуры;
- обходить автомобильные и железные дороги, преодолевать различные природные препятствия на местности;
- ограничивать воздействие негативных погодных факторов и агрессивных химических веществ на трубы.
Узнайте стоимость заказа
Отправьте нам чертеж или техническое задание, и мы рассчитаем Вам стоимость заказа или работ.
Особенности проектирования и производства трубопроводных эстакад
Металлические эстакады под трубопроводы состоят из фундаментов, опор и пролетных элементов с траверсами для расположения труб.
По конструкции эстакады делятся на:
- одноярусные;
- двухярусные;
- трехярусные.
Длина пролетов принимается равной 12, 18, или 24 м, стальные опоры изготавливаются одностоечными или двухстоечными.
В двухстоечных верхняя опора располагается ниже траверсы на 0,8 м, что дает возможность проводить трубы под траверсами. Наиболее распространенным вариантом эстакад являются фермы с параллельными поясами.
Проектирование эстакад под трубопроводы на заводе МИЗМК проводится инженерами проектного бюро с учетом нюансов будущей эксплуатации металлоконструкций.
Металлические эстакады под трубопроводы выполняются открытого типа. Исходным материалом является стальной прокат в виде двутавровых балок, швеллеров, уголка, труб различного размера. В случае необходимости регулярного обслуживания конструкция предусматривает наличие площадок с лестницами для безопасного доступа персонала.
Все элементы конструкции подвергаются обязательной защите путем нанесения различных составов. Такая мера снижает воздействие коррозионных процессов при воздействии негативных погодных факторов и агрессивных химических веществ. Антикоррозионная защита существенно повышает надежность конструкции и продлевает срок эксплуатации.
Все эстакады трубопроводов металлические, изготовленные на предприятии «Металлинвест-Завод Металлоконструкций», отличаются высоким качеством исходных материалов, эффективной защитной обработкой, надежностью и продолжительным сроком службы. Каждый элемент рассчитан с учетом всех и произведен на современном оборудовании.
Рассчитать стоимость и сделать заказ вам помогут сотрудники Отдела продаж.
Продукция
УСЛУГИ
- Монтаж металлоконструкций
- Нанесение огнезащиты
- Разработка КМД
Источник https://mdmetalla.ru/metall/estakady-metallicheskie-pod-tehnologicheskie-truboprovody.html
Источник https://www.zavodsz.ru/blog/vozvedenie-estakad-truboprovodov/
Источник https://www.mizmk.ru/catalog/metallicheskie-ehstakady/truboprovodnye-ehstakady